Раш Георг
Раш Гео́рг, Георг Уильям Раш (Georg William Rasch) (21.9.1901, Оденсе – 19.10.1980, нет данных), датский математик и статистик, автор одной из психометрических теорий и моделей для анализа результатов педагогических и психологических измерений. Раш родился в семье домохозяйки и моряка. Он был четвёртым из пяти детей. Когда ему было пять лет, семья переехала в г. Свеннборг, где его отец основал небольшую школу для моряков. Раш заинтересовался математикой в возрасте 12–13 лет благодаря своему учителю в средней школе. В 1919 г. продолжил изучать математику в Копенгагенском университете. Свою первую научную статью по математике Раш написал ещё будучи студентом, что в то время было исключительным событием и свидетельством одарённости. В 1925 г. он получил степень магистра наук. После окончания университета, в период с 1925 по 1934 гг., Раш работал по временным контрактам, в том числе был ассистентом известного датского математика и геодезиста Н. Нёрлунда в Копенгагенском университете: проводил семинары для студентов и занимался исследованиями. В 1930 г. защитил докторскую диссертацию по линейной алгебре и дифференциальным уравнениям. Хотя во время учёбы в университете Раш считался одарённым математиком, в Дании для него не нашлось постоянной академической позиции в области математики. В попытках прокормить семью, а в 1928 г. он женился, и в 1931 и 1933 гг. у него родились две дочери, Раш начинает давать частные консультации по прикладной математике как основе анализа данных. Первыми его заказчиками были медики и биологи из Института гигиены, располагающие экспериментальными данными и желающие понять, есть ли в этих данных закономерности. Постепенно количество заказчиков увеличивалось, и с 1934 г. Раш становится постоянным консультантом Института гигиены, а с 1935 г. ещё и Института инфекционных болезней, где позднее, в период с 1940 до 1956 гг., руководил департаментом биостатистики. В своей эмпирической работе Раш имел несколько особенностей – он чаще разрабатывал свои собственные методы вместо того, чтобы искать решение в литературе, придерживался мнения, что каждый набор данных должен иметь свою собственную статистическую модель, а также считал, что методы, основанные на нормальном распределении, небрежны и используются ненаучно, и их следует избегать. И хотя он не имел специального образования в области статистики и всю жизнь считал себя именно математиком, в течение 1935/1936 академического года Раш проходил стажировку в Лондоне в группе виднейшего учёного-статистика того времени Р. Фишера. Именно в этот период он заинтересовался изучением достаточных статистик, что впоследствии реализовалось в его моделях для педагогических измерений. Работа консультантом оставалась основным источником заработка Раша до начала 1960-х гг. Раш имел обыкновение работать одновременно над несколькими проектами. Долгое время режим дня был неизменен: семья всегда ужинала вместе, после чего Раш возвращался к работе в своём домашнем кабинете, затем вместе с женой они играли одну – две партии в карты с бокалом хереса, после чего Раш снова возвращался к работе и продолжал до глубокой ночи, а спал не более пяти часов. Георг Раш и его жена Нилле были очень гостеприимными и часто устраивали званые ужины для друзей. Такой образ жизни помогал привлечению новых заказов на консультации.
В 1952 г. Раш стал консультировать ещё одну организацию – группу военной психологии, а в 1955 г. начал сотрудничать с Датским институтом педагогических исследований, от которого получил заказ на разработку статистических моделей для анализа результатов тестирования. Результатом этой работы стала книга «Вероятностные модели для некоторых тестов интеллекта и достижений» («Probabilistic models for some intelligence and attainment tests»), изданная в 1960 г. в Дании, благодаря которой имя Георга Раша имеет сегодня мировую известность (Rasch. 1960). Эти модели предназначены для анализа категориальных данных, например результатов решения тестовых заданий или ответов на пункты опросников. В основе моделей лежит логистическая функция разности между как минимум двумя параметрами, один из которых относится к участнику тестирования или опроса, а второй – к заданию теста или пункту опроса. С помощью моделей Раша можно оценить способности участника в дисциплине теста или степень выраженности психологической характеристики, представленной в опроснике. Эти модели широко применяются не только в педагогике и психологии, но и в маркетинге, медицине, социологии и других дисциплинах.
Только в 1962 г. в возрасте 60 лет Раш был назначен профессором кафедры статистики Копенгагенского университета, где преподавал студентам-социологам и студентам-экономистам и продолжал заниматься исследованиями. Через десять лет работы профессором Раш ушёл на пенсию (1971), но не оставил занятия наукой. В 1974 г. он провёл семь месяцев в Университете Западной Австралии по приглашению профессора Дэвида Эндрича, который ещё во время учёбы в докторантуре в Чикагском университете вдохновился работами Раша. Другим известным последователем Раша был американский психометрик, профессор Бенджамин Райт. Он внёс, пожалуй, наибольший вклад в популяризацию идей Раша, например организовав в 1980 г. переиздание книги «Вероятностные модели …» в Чикагском университете США, существенно расширившее круг её читателей.
Георг Раш умер в возрасте 79 лет.