Психологическое благополучие в старости
Психологи́ческое благополу́чие в ста́рости, наличие у субъекта старческого возраста психологических характеристик, обеспечивающих его успешное функционирование: автономности, цели существования, самопринятия, позитивных отношений с другими, личностного роста. Сегодня достоверно известно, что с увеличением возраста субъективное благополучие может быть сохранено и даже улучшено за счёт объективных условий, факторов компенсации, ресурсных механизмов стареющего человека и различных приёмов, способных обеспечивать его активно-гармоничную старость и дальнейшее личностное развитие.
Человек на этапе геронтогенеза вынужден не только приспосабливаться к изменениям социальной ситуации, но и реагировать на прогрессирующие изменения в самом себе, поэтому самооценка и фиксация на позитивных чертах своего характера в позднем возрасте являются важнейшими регуляторами поведения.
Было установлено, что темп старения и продолжительность жизни детерминированы свойствами организма и особенностями организации жизнедеятельности, при этом нарушения механизмов саморегуляции снижают их эффективность и тем самым способствуют угасанию активности функций жизнеобеспечения.
Активная позиция самоорганизации взаимоотношений с миром и собой многими исследователями рассматривается как проявление субъектного подхода, где субъект – «творец», обладающий трансформирующей способностью к преобразованию обстоятельств сообразно ситуативным и собственным возможностям, целенаправленно и оптимально использующий личностные ресурсы для решения вновь сложившихся жизненных задач. В исследованиях Н. Х. Александровой (2000) проведён анализ содержания понятия субъектности периода позднего онтогенеза. Субъектность рассматривается автором как процесс самоопределения пожилого человека путём актуализации смысла жизни, осмысления и изменения Я-образа и, возможно, поиска новой идентичности.
Психологические, или личностные, ресурсы включают в себя ресурсы устойчивости, операциональные, мотивационные и ресурсы саморегуляции (Леонтьев. 2016). Психологические ресурсы трактуются также как индивидуальный жизненный опыт «самопознания и самосоздания», прохождения личностью определённых ступеней развития. Осваивая жизненный путь, человек одновременно овладевает двумя стратегиями: стратегией структурирования собственного времени жизни, с одной стороны, и освоением её событий – с другой. В совокупности две эти стратегии – способы интегрировать прошлое, настоящее и будущее (Абульханова-Славская. 1991). Фактором поступательного развития личности в поздние годы, по мнению Л. И. Анцыферовой, может выступать «способность рассматривать жизнь и её события в разных системах координат; выявлять латентные возможности жизненных ситуаций; воспринимать неожиданность, неопределённость, многозначность обстоятельств жизни как стимул для своего развития и т. п.» (Анцыферова. 1996. С. 63).
В период старения роль самосознания, самодетерминации и саморегуляции существенно возрастает, поскольку для разработки жизненных планов и стратегий требуются достаточно зрелые структуры личности и её самооценки, развитая система личностных отношений к социальной среде, а также к своим потенциальным возможностям. Образование также противостоит старению, затормаживает его процессы. Осознание стареющим человеком важности мобилизации психологических ресурсов является необходимым условием для поддержания определённых уровней благополучия своей жизни в старости (Ермолаева. 2002).
Саморегуляция, самопонимание и понимание других, самоинтерес, готовность к принятию возрастных изменений обеспечивают психологическое благополучие в старческом возрасте. Активность, готовность к преодолению немощности поддерживают потенциал развития в поздних возрастах и означают, что старые люди способны к развитию и личностному росту, а геронтопсихологическое консультирование и психотерапия могут опереться на процессы компенсации и даже развития в старости и, следовательно, стать достаточно эффективными. Современная психотерапевтическая практика взаимодействия с человеком на этапе геронтогенеза требует комплекса специально организованных мер, направленных на поддержание, восстановление и активизацию телесных, психических и социальных функций, навыков, активизацию ресурсов и возможностей личности для самостоятельного преодоления старым человеком ситуативных и повседневных вызовов реальности.