«Пропаганда» Жака Эллюля
«Пропаганда» Жака Эллюля. Французский философ и политический теоретик Ж. Эллюль сформулировал свою концепцию влияния медиа на людей в книге «Пропаганда. Формирование человеческих установок» (Ellul. 1973). Эллюль называет пропаганду технологией, указывая на рациональные задачи коммуникатора и планируемые им эффекты. Пропаганда всегда обращается к изолированному индивиду, который является выражением некоего усреднённого индивида, т. е. толпы.
Эллюль употребляет термин «короткое замыкание» установок. Это означает, что пропаганда скорее вносит поломку в систему установок индивида, чем воздействует на него на рациональном уровне. Конечной целью пропаганды является действие, а отнюдь не изменение установок общества, как полагали американские социологи. Будучи технологией, пропаганда не построена на рациональном убеждении. Наоборот, пропаганда действует на уровне подсознания, мифов, она навязывает рефлексы. В этом представления Эллюля отличаются от представлений социолога Г. Д. Лассуэлла, который в конце 1920-х гг. описывал пропаганду как разумное сообщение, воздействующее на индивида.