Пожарная техника
Пожа́рная те́хника, технические средства для ограничения развития, тушения пожара и защиты от него людей и материальных ценностей. Пожарная техника подразделяется на первичные средства пожаротушения, используемые для борьбы с пожаром в начальной стадии его развития [переносные и передвижные огнетушители; пожарный кран c пожарным рукавом и ручным пожарным стволом (устаревшее название пожарного ствола – брандспойт); пожарный инвентарь – вёдра и бочки для воды, ящики для песка и др.; покрывала для изоляции очага возгорания]; мобильные средства пожаротушения [пожарные автомобили: основные (автоцистерны, насосно-рукавные автомобили и прочие) и специальные (автолестницы, автоподъёмники, аэродромные автомобили и др.); пожарные самолёты, вертолёты, поезда и суда; переносные и прицепные пожарные мотопомпы для подачи воды из открытых водоёмов или гидрантов; пожарные тягачи, прицепы и тракторы]; пожарное оборудование, входящее в состав коммуникаций пожаротушения, а также средства технического обслуживания этого оборудования (насосы, повышающие давление в водопроводной сети; пожарные гидранты, гидроэлеваторы и др.); пожарный инструмент (пожарные топоры, ломы, устройства для резки воздушных линий электропередач, внутренние электропроводки и прочие); средства индивидуальной защиты и спасения людей при пожаре (средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения от токсичных продуктов горения); средства пожарной автоматики, предназначенные для обнаружения пожара, оповещения о нём людей и управления их эвакуацией, автоматического пожаротушения и включения исполнительных устройств систем противодымной защиты (пожарные извещатели, приёмноконтрольные приборы управления и др.); установки пожаротушения (по конструктивному устройству бывают агрегатные и модульные; по степени автоматизации – автоматические, автоматизированные и ручные; по виду огнетушащего вещества – водяные, пенные, газовые, порошковые, аэрозольные и комбинированные; по способу тушения – объёмные, поверхностные, локально-объёмные и локально-поверхностные).
Cведения о создании пожарной техники относятся к глубокой древности. Около 1 в. до н. э. Ктесибий сконструировал нагнетательный пожарный насос, к нему Герон изобрёл пожарный ствол (наконечник) для подачи воды на тушение пожара. В начале 16 в. в Аугсбурге золотых дел мастер А. Платнер построил ручной пожарный насос с поворотным стволом, с помощью которого можно было подавать воду на расстояние 6–8 м. В 1665 г. кузнец И. Гаутц из Нюрнберга усовершенствовал конструкцию насоса, что позволило получать непрерывную водяную струю. В 1672 г. голландец Ян ван дер Хейден изобрёл пожарный рукав для подачи воды из насоса. Первые пожарные рукава изготовлялись из парусины, затем стали делать из кожи. В России с 1897 г. изготовлялись тканые пеньковые, а с 1903 г. – прорезиненные рукава. В России в 1770 г. К. Д. Фролов разработал принцип защиты промышленных предприятий автоматическими установками пожаротушения, в 1777 г. П. Дальгрен сконструировал механическую лестницу с приспособлением, предназначенным для тушения огня. В 1809 г. в Санкт-Петербурге испытали выдвижную трёхколенную лестницу, изобретённую К. В. Соболевым.
Первая паровая пожарная машина появилась в 1829 г. в Лондоне, её изобрели Дж. Брейтуэйт и Дж. Эрикссон. Машина состояла из парового котла, парового двигателя и насоса; она перевозилась на конных повозках. В России в 1866 г. А. И. Шпаковский усовершенствовал конструкцию паровой пожарной машины, с 1882 г. производство таких машин организовано в Москве на заводе «Густав Лист» (специализирующемся на выпуске пожарного оборудования).
В 1880-х гг. российский инженер Н. П. Зимин разработал конструкции пожарных гидрантов и пожарной колонки. По его проекту впервые в России были введены в эксплуатацию системы противопожарного водоснабжения в Самаре (1886), Мытищах (1892), а также в Царицыне, Рыбинске, Подольске, в ряде районов Москвы и Нижнего Новгорода. В 1902–1903 гг. инженер А. Г. Лоран открыл огнетушащие способности пены и способы её получения, в 1904 г. сконструировал пенный огнетушитель «Эврика».
С начала 1920-х гг. в Москве, Петрограде и Киеве в пожарном деле стали использоваться автомобили – вначале как автолинейки для перевозки пожарных. В 1925–1926 гг. налажено серийное производство пожарных автонасосов и машин на шасси первого советского грузового автомобиля АМО-Ф-15.
В 20 в. созданы новые виды специальной пожарной техники для борьбы с пожарами в лесах, портах, нефтерезервуарных парках, на железнодорожных узлах, морских нефтяных промыслах, торфопредприятиях и прочих. С 1998 г. используют самолёт-амфибию Бе-200, с 2003 г. – многоцелевой самолёт-амфибию Бе-200ЧС, предназначенные для тушения пожаров путём многократных сбросов воды или огнетушащих жидкостей.