Потребители рекламы (легальная дефиниция)
Потреби́тели рекла́мы, лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама [п. 8 ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (Закон № 38-ФЗ)].
Потребителями рекламы (участниками гражданского оборота) являются не только физические лица, но и хозяйствующие субъекты права – юридические лица. В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса РФ потребителями считаются не только граждане России, но также иностранные граждане и лица без гражданства.
Потребители рекламы являются участниками рекламной деятельности (наряду с рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями).
В целях обеспечения защиты потребителей от негативного воздействия рекламы законодательно предусмотрены императивные требования, предъявляемые к содержанию и размещению рекламы. На потребителей рекламы распространяются нормы Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Потребитель рекламы имеет право на получение добросовестной и достоверной рекламы. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается. Реклама не должна злоупотреблять доверием и недостатком опыта несовершеннолетних; существует запрет на рекламу отдельных объектов рекламирования (наркотических средств, психотропных веществ и др.) (ч. 1 ст. 5, ст. 6, ст. 7 Закона № 38-ФЗ).
Не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории (возраста несовершеннолетних потребителей) данной информационной продукции (ч. 10.1 ст. 5 Закона № 38-ФЗ). При этом к информационной продукции относится продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция, информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, и сетей подвижной радиотелефонной связи.
Также запрещена скрытая реклама, оказывающая не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание (ч. 9 ст. 5 Закона № 38-ФЗ).