Полежаев Александр Иванович
Полежа́ев Алекса́ндр Ива́нович [30.8(11.9).1804, село Рузаевка, Инсарский уезд, Пензенская губерния, ныне город, Мордовия – 16(28).1.1838, Москва], русский поэт.
Внебрачный сын помещика Л. Н. Струйского; внук поэта и издателя Н. Е. Струйского. В 1816–1819 гг. воспитывался в частном пансионе Ж. Визара при Московской губернской гимназии. В 1820–1826 гг. учился в Московском университете, диплом которого дал ему право на личное дворянство.
Дебютировал в печати в 1825 г. В 1825–1826 гг. стихи и переводы Полежаева печатались в университетских изданиях и журнале «Вестник Европы». Поэма «Сашка» (1825, опубликована в 1861), в которой Полежаев травестировал мотивы первой главы пушкинского «Евгения Онегина» и собственной биографии в духе непристойной поэзии И. С. Баркова, с нецензурной лексикой и антиклерикальными выпадами, распространилась в списках и навлекла на Полежаева гонения властей.
В середине 1826 г., после аудиенции у императора Николая I, Полежаев был определён унтер-офицером в Бутырский пехотный полк. В 1827 г. за самовольную отлучку (расценена как попытка дезертирства) разжалован в солдаты и лишён личного дворянства; в 1828 г. за другие проступки 7 месяцев провёл на гауптвахте. В 1829–1833 гг. в составе Московского полка под началом генерала А. А. Вельяминова участвовал в военных действиях в Дагестане и Чечне, вернул себе унтер-офицерский чин и дворянство. Перед смертью был произведён в офицеры.
При жизни Полежаева из печати вышли два сборника его стихов – «Стихотворения» (1832) и «Кальян» (1833). В 1832 г. отдельно были изданы «кавказские» поэмы «Эрпели» и «Чир-Юрт», в которых два сражения русских войск с Гази-Магомедом изображены с точки зрения рядового участника событий. Сборник «Арфа» (авторское название «Разбитая арфа»), включающий поэму на сюжет из римской истории «Кориолан», прошёл через цензуру в 1835 г., но был издан уже после смерти Полежаева в 1838 г. Сборник «Часы выздоровления», составленный в 1837 г., вышел в сильно сокращённом цензурой виде в 1842 г. Последние крупные произведения – цикл стихотворений «Венок на гроб Пушкина» (1837, частично опубликован в 1842, полностью – в 1939) и комическая поэма «Царь охоты» (1837, опубликована в 1914).
Поэзия Полежаева отличается преобладанием отрицательных или подчёркнуто «низменных» эмоций и повышенной экспрессивностью образов, иногда нарушавших эстетические и моральные нормы своего времени. Герой его лирики – чаще всего ожесточённый грешник, преданный «очарованиям Содома» и странствующий по миру «как вампир гробовой». Духовную значительность ему придаёт исключительность переживаемых им страданий, готовность подвергнуться казни. Романтические мотивы одиночества и узничества предстают у Полежаева как автобиографические, а тираноборческие устремления выражаются в оскорбительных инвективах в адрес царя как своего личного гонителя («Узник», 1828; другое название «Арестант»). Стиль преимущественно декламационный, ораторский, лишённый мелодичности и гармонии, свойственных элегическим поэтам. Важное формальное новшество Полежаева – короткая (двустопная) строка, которой написаны многие его стихотворения, в том числе сатирические («Четыре нации», 1827). Современники воспринимали Полежаева как маргинального поэта; его литературная слава, почти целиком посмертная, возрастала по мере мифологизации образа Полежаева как жертвы самодержавия.