Питирим (патриарх Московский и всея Руси)
Питири́м [ум. 19(29).4.1673, Москва], русский церковный деятель, патриарх Московский и всея Руси (1672–1673). Уроженец Суздаля.
Биография до 1658 г.
До пострижения в монахи был женат, имел сына.
После смерти жены принял монашеский постриг с именем Питирим в суздальском Евфимиевом в честь Преображения Господня мужском монастыре, в 1650–1654 гг. – настоятель монастыря в сане архимандрита. В 1654–1655 гг. – наместник московского Новоспасского в честь Преображения Господня мужского монастыря. Участник церковных соборов (1654 и 1655).
12(22) августа 1655 г. рукоположен патриархом Никоном в епископы и возведён в сан митрополита Сарского и Подонского, пребывал в Москве на Крутицком подворье, управлял делами при патриархе. В 1656 г. участвовал с патриархом Никоном в освящении Успенского собора в валдайском Святоозерском в честь Иверской иконы Божией Матери мужском монастыре. Сопровождал царя Алексея Михайловича во время выезда из Москвы к войску по поводу объявления войны со Швецией. Крестил царских детей. В процессе расширения земель Патриаршей области Никон в ноябре 1657 г. принял решение перевести Питирима на Белгородскую кафедру, однако митрополит воспротивился этому и был оставлен в Крутицах, за что впоследствии неоднократно упрекался Никоном.
Управление Русской Церковью (1658–1664)
В 1658 г. получил благословение покинувшего патриарший престол Никона на управление Русской Церковью без титула местоблюстителя. В 1660 г. Питирим по указу царя созвал церковный Собор, на котором ему официально было делегировано управление Русской Церковью и был поднят вопрос о необходимости избрания нового патриарха. 5(15) мая 1661 г. рукоположил нежинского протоиерея Максима Филимоновича (в монашестве – Мефодия) в епископа Мстиславского и Оршанского со статусом блюстителя Киевской митрополии, находившейся в ведении Константинопольского патриархата. В 1662 г. предан анафеме Никоном за шествия на осляти, управление тремя епархиями (Сарской, Суздальской и Патриаршей областью), поставление епископа Мефодия, прекращение поминания Никона как патриарха. Епископат признал анафематствование недейственным.
На Новгородской кафедре (1664–1672)
В августе 1664 г. Питирим церковным собором и «царским указом» поставлен на Новгородскую митрополию, которую возглавлял до 1672 г.
Председательствовал во время суда над Никоном на Московском церковном соборе 1666–1667 гг. до приезда восточных патриархов (Александрийского Паисия и Антиохийского Макария III), входил в число обвинителей Никона и одним из первых поддержал извержение патриарха из сана. В 1667 г. участвовал в выборах патриарха Иоасафа II. Вероятно, участвовал в составлении документов Собора.
В 1667 г. отправил грамоту в Нилову Столобенскую в честь Богоявления мужскую пустынь об устроении раки и положении в неё вновь обретенных в ходе церковного строительства мощей преподобного Нила Столобенского, установив 27 мая старого стиля датой празднования этого события.
На территории Новгородской митрополии активно претворял в жизнь решения собора по наведению порядка в церковной жизни. В 1669–1672 гг. вёл активное строительство на архиерейском дворе Новгорода, уделял внимание пополнению ризницы Софийского собора.
Во главе Русской Церкви (1672–1673)
5(15) июля 1672 г. избран на церковном Соборе патриархом Московским и всея Руси, 7(17) июля возведён на патриарший престол. Находясь в преклонном возрасте, не проявлял активности и самостоятельности в церковных делах. Церковным управлением при нём ведал его преемник на новгородской кафедре митрополит Иоаким (Савёлов).
Осенью 1672 г. выступил против первых театральных представлений при царском дворе. Заступился перед царём Алексеем Михайловичем за боярыню Ф. П. Морозову и её сестру княгиню Е. П. Урусову, находившихся в заточении за защиту старообрядчества. Царь предложил Питириму самому допросить боярыню, чтобы убедиться в непреклонности её убеждений; после допроса, во время которого Морозова отказалась встать перед патриархом, Питирим, видя её упорство, не выдвигал дальнейших ходатайств в её защиту. В 1673 г. в крестовой палате у патриарха состоялось прение между Симеоном Полоцким и Епифанием Славинецким о времени пресуществления Святых Даров, давшее начало длительной дискуссии грекофилов и латинствующих.
В 1673 г. по благословению Питирима, митрополита Сарского и Подонского Павла и грамоте царя Алексея Михайловича в Осташковском посаде (ныне г. Осташков) был основан женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Знамение».
Сохранилось 2 духовных грамоты (завещания) патриарха (первая написана во время пребывания на Новгородской кафедре, вторая – в апреле 1673).
Похоронен в Успенском соборе Московского Кремля.