Пистрак Моисей Михайлович
Пистра́к Моисе́й Миха́йлович [3(15).9.1888, Каменец-Подольский – 25.12.1937, Москва], российский педагог, один из организаторов народного образования в СССР. Родился в семье приказчика, переехавшей в Лодзь в 1895 г. Во время революции 1905–1907 гг. участвовал в деятельности нелегальных кружков, связанных с Бундом, из-за чего был исключён из школы. Окончил экстерном частную гимназию. С 1906 г. преподавал математику в частных школах. В 1914 г. окончил физико-математический факультет Варшавского университета. После начала Первой мировой войны и Великого отступления российской армии 1915 г. стал одним из беженцев в центральные регионы России. Во время революционных событий 1917 г. жил в Москве, являлся руководителем культурно-просветительского отдела Замоскворецкого совета рабочих депутатов.
В 1918 г. стал сотрудником Народного комиссариата просвещения РСФСР, участвовал в разработке учебных программ единой трудовой школы, одним из первых поставил вопрос о технологическом и производственном образовании в средней школе. В 1920–1931 гг. руководил Московской опытно-показательной школой-коммуной имени П. Н. Лепешинского, учебно-воспитательная деятельность в которой была основана на принципах соединения общего образования с производительным трудом. Пистрак считал одной из главных задач преподавания формирование у учащихся навыков планирования и умений самостоятельно выполнять работу. Опубликовал ряд статей, посвящённых описанию учебного процесса в школе-коммуне и обобщению педагогического опыта её преподавателей. В 1924 г. вступил в РКП(б).
В 1925–1927 гг. возглавлял комиссию в научно-педагогической секции Государственного учёного совета, занимавшуюся разработкой учебных программ школ 2-й ступени. Отстаивал комплексный подход в обучении, право на существование самостоятельных учебных предметов, отражающих различные профессиональные уклоны. Выступал против утилитаризма в преподавании, подчёркивал, что общее среднее образование должно давать ученикам не только знания, но и навыки, умения, убеждения. Ввёл понятие «политехнизм», в которое включал не только производственно-технические знания, но и личные качества человека, соответствующие потребностям промышленного производства. В систему политехнизма, по Пистраку, входили: политехническое воспитание (развитие способности и интереса к коллективному творческому труду, формирование изобретательских навыков), политехническое образование (формирование представлений о научных основах производства) и политехническое обучение (развитие навыков обращения с элементарными орудиями производства). Главной производственно-технической базой политехнизма Пистрак считал межшкольные мастерские. Он выделял три этапа трудового обучения в соответствии с возрастными особенностями школьников: от 6 до 12 лет – развитие творческих способностей и умений учащихся; от 12 до 15 лет – усвоение программы политехнического обучения и первоначальная трудовая подготовка в школьных мастерских; от 15 до 18 лет – научно-теоретическое обоснование политехнических знаний и подготовка к выбору профессии.
В 1931 г. получил учёное звание профессора и был назначен заведующим кафедрой педагогики Ростовского-на-Дону государственного педагогического института (ныне Педагогический институт в составе Южного федерального университета). Вскоре стал проректором по научной работе и и. о. ректора института. В 1934 г. под редакцией Пистрака был издан первый советский учебник по педагогике для вузов. Особое внимание в нём уделялось психолого-педагогическим основам различных методов обучения, психологическому анализу учебной деятельности с точки зрения личных интересов и потребностей школьников. В 1936 г. Пистрак переведён в Москву и назначен директором Центрального научно-исследовательского института педагогики при Высшем коммунистическом институте просвещения.
В 1937 г. арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и расстрелян во внесудебном порядке. В 1940 г. родственникам Пистрака выдали сфальсифицированную справку о том, что он скончался в заключении. В 1956 г. посмертно реабилитирован.