Пенджабская литература
Пенджа́бская литерату́ра (панджабская литература, литература пенджабцев), литература на языке панджаби; развивается в Индии (штат Пенджаб) и Пакистане (провинция Пенджаб).
Зачинателем классической пенджабской литературы, сплавившей мусульманские и индуистские традиции, стал в 12 в. поэт Шейх Фарид Шакаргандж (Баба Фарид), в русле суфизма выступавший с проповедью равенства людей. В конце 16 в. под влиянием арабской и персидской литературных традиций сложился жанр романтической поэмы о любви (кисса), среди наиболее известных – «Хир и Ранджха» Дамодара и др. В 17 в. составлена священная книга «Ади Грантх», включающая гимны гуру сикхизма, а также стихотворения суфиев и поэтов бхакти. В 18 в. сикхистские идеи преломились в поэзии гуру Говинда Сингха; жанр кисса получил развитие в творчестве Хафиза Бархурдара («Юсуф и Зулейка», «Мирза и Сахибан»); популярность снискала поэзия суфиев (Булле Шах, Варис Шах, Хашим Шах и др.). Крупнейший поэт середины 19 в. – Шах Мухаммад.
Основоположник современной пенджабской литературы – Бхаи Вир Сингх; его романы о героическом прошлом сикхов «Сундари» (1898), «Биджай Сингх» (1899), «Сатвант Каур» (1900) заложили основы прозы на панджаби. Лирика Вира Сингха посвящена переложению идей гуру Нанака. Становление пенджабского театра связано с деятельностью Нанды. В центре творчества поэта Дханирама Чатрика (сборник «Роща сандала», 1931, и др.) – социальная тематика, преимущественно жизнь крестьян. Творчество литераторов 1930–1940-х гг., в том числе примкнувших к Ассоциации прогрессивных писателей Индии (АППИ, создана в 1936), тяготеет в основном к реализму: Пуран Сингх, Хира Сингх Дард, Лала Лакхми Чанд Саудагар и др. Сатирическое направление представлено произведениями Чарана Сингха Шахида (сборник новелл «Шахидовы припарки», 1932).
После 1947 г. при сохранении общности исторических традиций пенджабская литература получила самостоятельное развитие в Индии и Пакистане. В индийской пенджабской литературе большинство писателей развивали тенденции сторонников АППИ, избрав ведущим направлением реализм, а основной тематикой – социальные проблемы. Положение маргиналов – в центре романов крупнейшего прозаика 20 в. Нанака Сингха («Людоед», 1953; «Игра с огнём», 1954). Широкую известность снискала драматургия Балванта Гарги (пьеса «Колос пшеницы», 1954). Среди наиболее известных новеллистов 2-й половины 20 в.: Гурбахш Сингх (сборник «Жизнь в наследство», 1960), Картар Сингх Дуггал, Кулвант Сингх Вирк, Сантокх Сингх Дхир, Навтедж Сингх. Популярностью пользуется поэтическое творчество Мохана Сингха, а также Амриты Притам.
О пакистанской пенджабской литературе см. в статье Пакистан.