Паукер Герман Егорович
Па́укер Ге́рман Его́рович (Герман Юлиус Георг Паукер; Hermann Julius Georg Paucker) [12(24).10.1822, Митава, ныне Елгава, Латвия – 29.3(10.4).1889, Санкт-Петербург], российский государственный деятель, строитель и военный инженер, генерал-лейтенант (1876), почётный член Петербургской академии наук (1883). Дворянин. Внук пастора, сын Магнуса Георга (Егора Андреевича) Паукера (1787–1855) – математика, физика и астронома, профессора Дерптского университета, члена-корреспондента Петербургской АН (1822). Окончил Главное инженерное училище в Санкт-Петербурге (1842).
Биография
С 1842 г. в Главном инженерном училище (с 1855 Николаевская инженерная академия): репетитор (1842–1843), преподаватель (1843–1850), адъюнкт-профессор (1850–1853), профессор (1853–1876/1877), инспектор классов (1860–1866), член конференции (1866–1882), заслуженный профессор (1876/1877–1882), почётный член (с 1882). Преподавал математику, военно-строительное дело и механику. В 1847–1848 гг. стажировался в Германии и Франции по вопросам приложения механики к строительному делу.
В конце Крымской войны 1853–1856 гг. был прикомандирован к Э. И. Тотлебену для инженерных работ по укреплению Кронштадта в связи с возможной атакой французского и британского флотов. В 1855–1856 гг. разработал оригинальную конструкцию лесов для реставрации находящихся на вершине шпиля Петропавловского собора в Санкт-Петербурге креста и фигуры ангела.
С 1857 г. состоял при генерал-инспекторе по инженерной части великом князе Николае Николаевиче Старшем. В 1857–1882 гг. служил также в Строительной конторе Министерства императорского двора и уделов (исправляющий должность председателя в 1881–1882); руководил устройством новых металлических куполов над церковью Воскресения Христова в Большом Царскосельском дворце (1863–1864), сооружением в Санкт-Петербурге стропил с подвесным потолком для манежа лейб-гвардии Конного полка, а также перестройкой ряда великокняжеских дворцов. Автор ряда проектов: Константиновской морской батареи для Кронштадской крепости (1858; принят за образец при устройстве морских батарей в Кронштадте и Очакове); висячего цепного моста через Неву (1873; не был осуществлён); башен-устоев наплавного моста через реку Дунай для Зимницкой переправы 1877 г. в русско-турецкую войну 1877–1878 гг. (не был реализован в срок, мост был передан в Новогеоргиевскую крепость); вращающейся башни для рефрактора Пулковской обсерватории (1883–1884); изобрёл замазку для ремонта Александровской колонны в Санкт-Петербурге.
Профессор строительного искусства и механики (1872–1879), почётный член учебного комитета (с 1880) Санкт-Петербургского технологического института. Член совета Главного общества российских железных дорог. С 1882 г. член Военного совета, почётный член Совета торговли и мануфактур.
В разные годы входил в состав многочисленных комиссий по улучшению состояния путей сообщения (Мариинской и Волго-Западно-Двинской водных систем, Закавказской и Владикавказской железных дорог), портов (Либавского, Рижского и Батумского). В феврале – марте 1880 г. член Комиссии для изучения причин и обстоятельств взрыва в Зимнем дворце и обсуждения мер для предотвращения новых покушений и усиления надзора за дворцом (создана после террористического акта, совершённого членом партии «Народная воля» С. Н. Халтуриным). В 1887 г. председатель Комиссии по освидетельствованию всех сооружений новопостроенной Закаспийской железной дороги, способствовал восстановлению древней плотины для орошения Мургабского государева имения в Мервском оазисе.
Министр путей сообщения [7(19) ноября 1888 – 29 марта (10 апреля) 1889]; содействовал передаче всех дел по железнодорожным тарифам в ведомство Министерства финансов [закон от 8(20) марта 1889].
Научная работа
Основные научные исследования Паукера относятся к строительной механике. Стал одним из основоположников учения о строительных материалах. На основе принципа возможных перемещений он разработал метод расчёта сводов, получивший широкое распространение в России; изложил его в 1849 г. («О проверке…»). Применяя кинематические методы к расчёту сводов, выяснил условия их устойчивости, разработал метод графического расчёта арок. Предложил теорию необходимой глубины заложения фундамента. Внёс существенный вклад в механику грунтов. Главный его труд – «Строительная механика. Курс Николаевской инженерной академии»(опубликован посмертно в 1891) заслужил высокую оценку специалистов и долгое время считался классическим в своей области.
Владел обширной библиотекой, которую завещал Николаевской инженерной академии.
Награждён орденами Святого Станислава 1-й степени (1868), Святой Анны 1-й степени (1869), Святого Владимира 2-й степени (1872), Белого Орла (1878), Святого Александра Невского (1882, алмазными знаками к нему – 1885) и др.
Похоронен на Смоленском лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге.