Скрытые послания в комиксе «Трансметрополитен»
Скрытые послания в комиксе «Трансметрополитен». Серия комиксов У. Эллиса и Д. Робертсона «Трансметрополитен» («Transmetropolitan», 1997–2002) содержит множество явных и скрытых отсылок, цитат и пасхалок, доступных не только исследователям, но и простым читателям. Так, главный герой произведения, журналист Спайдер Иерусалим, в самом начале повествования возвращается с горы к людям с пророческой миссией подобно Заратустре из философского романа Ф. Ницше «Так говорил Заратустра». Внешний вид героя (длинные неухоженные волосы и борода) напоминает поэта, представителя поколения битников А. Гинзберга. К Гинзбергу отсылает и то, как Спайдер проводил досуг в аскезе, а также его апология наркотических воздействий на человеческий организм. Связь образа Иерусалима и битников заметна в сходстве Города, в котором происходят события комикса, с топосом Баадана в романе У. Берроуза «Города красной ночи» («Cities of the Red Night», 1981). В начале комикса Спайдер теряет волосы и бороду, т. к., не зная устройства душевой кабины в съёмной квартире, выбирает режим полной очистки кожи. Тогда герой начинает носить технологические очки, позволяющие проводить скрытую видеосъёмку. Благодаря лысине и необычным очкам в качестве прототипа героя нередко указывают писателя и журналиста Х. С. Томпсона. Помимо Томпсона среди прототипов Иерусалима в истории западной журналистики обычно упоминают Р. Вудворда и К. Бернстина – репортёров газеты Washington Post, сыгравших ключевую роль в Уотергейтском скандале.