Пантон Вернер
Па́нтон Ве́рнер (Verner Panton) (13.2.1926, Гамтофте, муниципалитет Ассенс, о. Фюн – 5.9.1998, Копенгаген), датский дизайнер и архитектор.
Родился в семье Генри Пантона (1893–1967) и его жены Эллен (урождённая Кох-Хансен; 1902–1990). Отец будущего дизайнера управлял гостевым домом «Ком-иген» близ имения Лангесо на о. Фюн. Впоследствии оформление интерьеров в новом крыле «Ком-иген» (1958; не сохранилось) стало одним из первых крупных заказов В. Пантона.
В 1944–1947 гг. Пантон учился в Техническом колледже в г. Оденсе (о. Фюн); в то же время, в 1944–1945 гг., проходил военную службу, был участником датского движения Сопротивления. После окончания Второй мировой войны, в 1947–1951 гг. учился на архитектурном факультете Датской королевской академии изящных искусств в Копенгагене. Среди его преподавателей был один из крупнейших датских дизайнеров П. Хеннингсен, с которым в дальнейшем Пантон поддерживал дружеские отношения. Архитектор и дизайнер А. Якобсен также сыграл важную роль в профессиональном становлении Пантона: в 1950–1952 гг. тот работал в студии Якобсена, где занимался дизайном мебели, в частности участвовал в разработке проекта стула «Ant» (1952), одного из самых известных произведений Якобсена.
В 1953 г. Пантон приобрёл минивэн марки Volkswagen, переоборудовал его в мобильную студию и следующие три года ездил на нём по Европе, налаживая рабочие контакты: знакомился с дизайнерами, дилерами, потребителями, посещал фабрики. В 1955 г. открыл собственное дизайнерское бюро в Копенгагене, в 1962 г. переехал в Канны, в 1963 г. – в Базель. В 1963 г. начал сотрудничество со швейцарской мебельной компанией Vitra.
Пантона увлекали идеи массового индустриального производства: это отвечало глобальным тенденциям 1960–1970-х гг., когда качественный дизайн становился более демократичным. Однако проекты Пантона не следовали основной линии развития скандинавского дизайна, которая в 20–21 вв. связана с натуральными материалами (в первую очередь деревом), светлой монохромной палитрой, вдохновлёнными природой образами, ремесленным мастерством. Пантон, напротив, активно экспериментировал с формой и цветом, стремясь выйти за рамки привычных зрителю образов и приёмов; он пытался «побудить людей использовать своё воображение» (Iovine. 1998).
В своём творчестве Пантон не отрицал модернистскую ясность и рациональность, но наделял её выразительностью и экспрессией. Ключевую роль в его проектах играл цвет, часто яркий и задававший энергичное, оптимистическое настроение проектов. Пантон был убеждён в том, что цвет важнее формы, поскольку он непосредственно связан с эмоциями. «Человеку удобнее сидеть на [мебели] цвета, который ему нравится», – считал дизайнер (Freyberg. 1999). В своих произведениях Пантон чаще всего использовал шесть насыщенных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый) и практически не задействовал белый, чёрный и серый. Его эксперименты с колоритом не ограничивались прикладной сферой. Пантон изучал теорию цвета, его физиологическое и психологическое воздействие на человека; в 1991 г. выпустил книгу «Заметки о цвете», а в 1996 г. продемонстрировал в базельской галерее К. Литтмана инсталляцию «Цветовые пространства». Она представляла собой восемь комнат, окрашенных в различные оттенки: здесь посетители, по замыслу автора, могли ощутить силу воздействия цвета на органы чувств.
Пантон создавал предметы дизайна лаконичных и динамичных форм. Простые силуэты (круги, квадраты, треугольники и др.) нередко дополнялись обтекаемыми, биоморфными мотивами.
Пантон предпочитал работать с такими современными материалами, как плексиглас, пенопласт, синтетические ткани, а также пластик – наиболее перспективный материал послевоенной эпохи. Важную роль в его проектах играли стекло и сталь.
В середине – 2-й половине 1950-х гг. Пантон экспериментировал со сталью и прозрачным пластиком. Так, первые предметы дизайнера, запущенные в серийное производство, – минималистичные стулья «Bachelor» (1953–1955) и «Tivoli» (1955) – были созданы с использованием стальных трубок в качестве каркаса (оба стула выпускались датской мебельной компанией Fritz Hansen; в дальнейшем стул «Tivoli» многократно воспроизводился другими компаниями). Первый в истории дизайна образец надувной мебели – пуф «Inflatable Stool» (1954–1960; производитель Plus-Linje) – благодаря прозрачности материала (пластик) и мягкости форм создавал эффект парения сидящего на нём человека. Для показа мужской коллекции М. Прада (весна/лето 2019) компания Verpan изготовила реплики модели. Другой вариант прозрачной мебели Пантона – комплект из стула, кресла-качалки и подставки для ног из плексигласа («Plexiglass-series», 1959–1960; производитель Plus-Linje). Однако эти модели из прозрачного пластика не получили широкого распространения из-за технологических недостатков.
Пантона также интересовала идея «цельности» материала, используемого для создания того или иного объекта. Дизайнер приобрёл известность благодаря стулу «Cone» (1958–1960; производитель Plus-Linje), созданному для ресторана в упоминавшемся выше гостевом доме «Ком-иген». Каркас стула представлял собой свёрнутый лист стали, покрытый красной тканью. Конусообразная форма была направлена вершиной вниз и закреплена на крестообразном основании, которое позволяло стулу вращаться вокруг своей оси. Такое формальное решение предмета мебели произвело сильное впечатление на современников благодаря лаконичному, но выразительному «острому» силуэту, рождавшему иллюзию хрупкого равновесия всей конструкции. Отсутствие у стула привычных спинки и ножек превращало его в подобие скульптурной геометрической абстракции. Аналогичным образом из единого металлического листа изготовлен стул «Heart cone» (1958–1960; производитель Plus-Linje). Он имел такой же силуэт в виде перевёрнутого конуса, но с раздвоением в верхней части, благодаря чему напоминал по форме сердце. Показ этих моделей вызвал большой резонанс в 1959 г. на ежегодной выставке «Köbestävnet» в г. Фредерисия (Южная Дания) не только из-за их формы, но и благодаря способу экспонирования. Пантон занимался дизайном выставки и подвесил все демонстрируемые предметы к потолку в перевёрнутом виде – как свои работы, так и произведения других авторов. Разные версии стула «Cone» Пантон создавал и позднее. Тему цельности материала в творчестве Пантона отразил и стул «S-Chair» (1956; вторая модель – 1965) с зигзагообразными изгибами, изготовленный из листа фанеры.
В 1960-х гг. дизайнер в сотрудничестве с компанией Vitra разработал модель стула «Panton», который вскоре стал одной из наиболее известных и успешных работ как в его творчестве, так и в истории промышленного дизайна в целом. Это был первый реализованный проект мебели из цельного куска формованного пластика. Эскизы модели консольного пластикового стула создавались дизайнером ещё в конце 1950-х гг.; в 1960 г. Пантон представил первую модель из гипса (производитель Dansk Akryl Teknik). С 1963 г. при поддержке компании Vitra началась работа над созданием финального варианта изделия, которое было бы пригодным для массового производства.
В 1967 г. этот вариант стула «Panton» впервые показали публике (изготовлена опытная серия из 150 стульев), его фотографии появились в датском дизайнерском журнале Mobilia. Технология литья под давлением, по которой велось массовое производство изделия с 1968 г., потребовала корректировки его формы, однако общий замысел остался прежним: акцент был сделан на форме стула, динамично и одновременно плавно изогнутой наподобие тканевой драпировки. Эффектный лаконичный силуэт позволял сравнивать стулья «Panton» с абстрактными скульптурами. Эстетические качества изделие сочетало с долговечностью и удобством в использовании. Росту популярности модели «Panton» способствовала фотосерия «Как раздеться перед мужем» для британского журнала Nova (май 1971) с певицей и моделью А. Лир, позировавшей на этом стуле. Позднее ярко-красный стул «Panton» использовался в фотосессии с обнажённой моделью К. Мосс для обложки журнала Vogue (январь 1995).
Из-за технических и эстетических факторов несколько раз менялись используемые виды пластика и технологии производства стула. В 1967–1968 гг. «Panton» производился из полиэфирной смолы, армированной стекловолокном; в 1968–1971 гг. – из жёсткого пенополиуретана разных цветов; в 1971–1979 гг. – из термопластичного полистирола; с 1983 г. снова выпускались модели из пенополиуретана. В 2020-х гг. Vitra ведёт выпуск стульев «Panton» из полипропилена в разных оттенках, с глянцевой и матовой поверхностью.
Среди моделей мебели авторства Пантона также примечательны: полукруглое кресло «Peacock» (1959–1960); мягкая мебель «Storz & Palmer» с изогнутыми спинками и сиденьями на колёсах (1962–1963); подвешенные к потолку «Летающие кресла» («Flying chairs») с Кёльнской мебельной выставки (1964); кресла серии «System 1-2-3» (1973–1974); кресло-качалка «Panton relaxer» в форме полумесяца (1974); составленное из поролоновых цветных «пилюль» кресло «Pill» (1978); серия многофункциональной мебели «Phantom» (1997; могла использоваться в качестве стула, кровати, скамьи или столика). Эти проекты в первую очередь объединяет стремление автора разрушить традиционные представления о том, какой должна быть мебель. Его стулья и кресла не имеют привычных четырёх ножек и потому кажутся вырастающими из пола или же парящими в пространстве. Не менее важной чертой является их многофункциональность. Варьируя форму, размер, пропорции изделия, дизайнер намеренно освобождал предмет мебели от одной жёстко заданной функции, чтобы предоставить человеку бо́льшую свободу в организации пространства для повседневной жизни. Наглядным воплощением такого подхода также стал объект «Living tower» (1969) – многоуровневая конструкция с мягкой обивкой и нишами, в которых можно было отдыхать сидя или полулёжа, как в кресле.
В 1993–1994 гг. для компании IKEA Пантон разработал модель стула «Vilbert», выделявшуюся на фоне большинства его проектов жёсткой геометричностью форм.
Другим важным направлением работы Пантона была тема освещения. Он создавал светильники из стекла, металла, прозрачного органического стекла и других материалов, зачастую напоминающие космические объекты. Серия ламп «Fun» (1963) из множества перламутровых круглых пластин, вырезанных из морских раковин (отсюда их второе название – «лампы-ракушки») украсила потолок (1972–1987) ресторана Кунстхалле в Базеле, превратив его в своеобразную сталактитовую пещеру. Некоторые модели Пантона гармонично сочетали круглые и полукруглые формы: лампы «Flowerpot» в виде двух разновеликих полусфер из эмалированного металла (1968; использовались в оформлении ресторана «Варна»), шарообразные стеклянные лампы «VP-Globe» (1969–1970), «Panthella» с полусферическим абажуром на изящной ножке (1971). Светильники «UFO» (1975) и «Glass Pendant» (1978) формировали более сложные, динамические структуры.
Пантон занимался дизайном текстиля. Так, для фирмы Mira-X он создал коллекцию тканей (1969–1971), основанную на аналитическом сочетании восьми цветов разной степени насыщенности и пяти геометрических орнаментов в духе оп-арта.
Важная часть наследия Пантона – дизайн интерьеров, которым он занимался в русле синтеза искусств. Он стремился создать единую ритмическую композицию из цвета, света, звука, текстуры, графических и объёмных геометрических форм. Итогом его работы становились эмоционально и физически воздействовавшие на человека пространства-организмы, иногда – с психоделическим оттенком, где все элементы непрерывно взаимодействовали друг с другом и со зрителем, обволакивая его подобно кокону. В 1960 г. Пантон оформил интерьер отеля и ресторана Astoria в Тронхейме, где использовал текстиль не только на полу, но также на стенах и потолке, что дало единство образа. Стулья в ресторане представляли собой варианты конусообразных моделей его авторства. Он также оформил интерьер ресторана «Варна» в Орхусе [1971; созданная для этого пространства мебель серии Pantanova из металлических прутьев была показана в фильме бондианы «Шпион, который меня любил» («The spy who loved me»), 1977, режиссёр Л. Гилберт]; офисов издательских домов Der Spiegel (1969; входная зона и салон, столовая и бар, бассейн, переговорные) и Gruner & Jahr (1973) в Гамбурге; Копенгагенского цирка (1984) и др.
Концептуальным выражением подхода Пантона к оформлению пространства стала инсталляция «Visiona II» («Fantasy landscape»; 1970), созданная в рамках Кёльнской мебельной выставки для павильона химической компании Bayer, которая тогда занималась популяризацией продукции из синтетических материалов (в том числе текстиля). Инсталляция, реализованная с использованием продукции Bayer, имела вид фантастической пещеры, погружавшей посетителей в пространство ярких цветов и органических форм.
Пантон участвовал в ряде архитектурных конкурсов, однако его проекты остались невоплощёнными: административное здание для компании Sommer в Плюдерхаузене близ Штутгарта (1964), здание Центра Помпиду в Париже (1971); план района Карлсруэ (1970) и др.
Дизайнер работал также над оформлением частных домов и экспозиций. Его последним проектом стало оформление собственной выставки «Свет и цвет» в Музее Трапхольт в Колдинге (Южная Дания) в 1998 г. (открылась после его смерти). Восемь залов выставки были посвящены различным цветам и демонстрировали зрителю характерные темы и приёмы творчества дизайнера.