Матица чешская
Ма́тица че́шская (Matice česká), чешская культурно-просветительская организация.
Возникновение Матицы чешской было закономерным результатом общественного и культурного развития Чехии (Богемии), составлявшей, наряду с Моравией и Силезией, земли Чешской короны в Австрийской империи. В создании Матицы чешской активное участие приняла богемская аристократия, исповедовавшая идеологию земского патриотизма, проявлявшая глубокий интерес к укреплению позиций интеллектуальной сферы в жизни, как чешских немцев, так и чехов славянского происхождения.
В 1829 г. Ф. Палацкий предложил Обществу Патриотического музея в Праге (основан в 1818, с 1848 Национальный музей) организовать специальный фонд для издания энциклопедического словаря как надёжного инструмента доступа чехов к научным знаниям и получения ими образования на родном языке. На основе параграфа 12 Устава музея было решено учредить «Общество для развития языка и литературы». Был создан специальный денежный фонд, аккумулировавший средства для издания широкого спектра литературы на чешском языке.
Воззвание по случаю основания Матицы чешской было опубликовано 1 января 1831 г. в журнале Časopis Českého museum, его подписали будущие редакторы энциклопедии – языковед, поэт и переводчик Й. Юнгман, естествоиспытатель Я. С. Пресл, историк Ф. Палацкий и куратор Матицы от Комитета музея, представитель старинного богемского рода, князь Р. Кински. Подписанты подчёркивали, что национальная литература бедна и несовершенна, публикация же отдельных сочинений носит случайный характер и зависит от финансового положения авторов. В таких условиях задачей новой организации было обеспечить на добровольно собранные средства издание «хороших чешских книг», как научных, так и художественных. Ежегодные отчёты, которые направлялись в Комитет музея и публиковались с целью ознакомления широкой публики, свидетельствовали о прозрачности издательской деятельности.
Организационная структура Матицы включала в себя институты основателей – тех, кто пожертвовал не менее 50 гульденов и имел право получить экземпляр каждой книги из реестра изданных и последователей. Изначально среди основателей преобладали представители богемской аристократии, духовенства, отчасти интеллигенции, вносившие существенные вклады в фонд Матицы.
Первым изданием, которое финансировала Матица, стал журнал Časopis Českého museum (1832). В 1854–1922 гг. он выходил под названием Časopis Musea království Českého, с 1923 г. – Časopis Národního muzea. При поддержке Комитета музея удалось издать пятитомный «Чешско-немецкий словарь» Й. Юнгмана (1834–1839), над которым автор работал более 30 лет и труд П. Й. Шафарика «Славянские древности», публикация последней части которого в 1837 г. стала возможна благодаря значительной денежной помощи русских меценатов. Вместе с тем из-за отсутствия необходимых средств пришлось отказаться от параллельного издания книги на немецком языке.
Матица полностью финансировала издание фундаментальной работы Ф. Палацкого «История чешского народа в Чехии и в Моравии», которая охватывала историю чешских земель от древности до 1526 г., когда они вошли в состав монархии Габсбургов. В 1836 г. увидел свет первый том сочинения на немецком языке, первая часть 2 тома была опубликована в 1839 г., вторая – 1842 г., в 1848 г. в расширенной версии на чешском языке появился первый том, последний 5 том работы на чешском языке вышел в 1876 г.
Заметная активизация деятельности Матицы наблюдалась в 1840-е гг. В это время шёл целенаправленный поиск кандидатов в число её основателей, обсуждались варианты модификации работы, изменений в издательской политике. Приоритет отдавался произведениям, имевшим яркую национальную окраску. В такой атмосфере стала возможной поддержка публикации «древних» Краледворской и Зеленогорской рукописей, которые, как позднее было доказано, оказались подделкой.
В 1846 г. вышло значительно расширенное и дополненное второе издание «Словесности» Й. Юнгмана (первое – «Словесность или собрание примеров с кратким рассуждением о слоге» увидело свет в 1820). На этот раз сочинение, включавшее теоретическую часть и собрание текстов на чешском языке (в том числе и переводы), должно было показать неограниченные возможности родного языка, донести до читателя высокую книжную культуру. В 1849 г. на средства Матицы опубликовано второе издание «Истории чешской литературы» Юнгмана – развёрнутый библиографический справочник рукописных и печатных чешских книг с древнейших времён вплоть до середины 19 в., включавший в себя 7 466 наименований, а указатель содержал список свыше 15 тыс. авторов.
Новые члены Матицы отстаивали национальные приоритеты в общественной жизни, направляли свои усилия на сохранение культурного и исторического наследия земель Чешской короны. С учётом того, что сугубо научные труды имели ограниченный спрос, Матица все больше ориентировалась на запросы общества, нуждавшегося в книгах популярного характера. Была разработана широкая программа издания произведений мировой литературы в переводах на чешский язык.
Особенно известными были книжные серии: старочешская (Staročeská bibliotéka), новочешская (Novočeská bibliotéka), классика (Bibliotéka klasiků), и малая энциклопедия наук (Domácí bibliotéka).
Огромное значение придавалось языковому вопросу. В этом направлении велись острые дискуссии вокруг источников обогащения, пополнения словарного запаса чешского литературного языка, основой которого стал язык 16 в. На практике при подготовке большинства книг авторы отошли от пуристских взглядов, доминировавших, например у Юнгмана, в том числе за счёт включения научных терминов, распространённых на европейских языках. Главная цель Матицы – предоставить чехам возможность овладеть основами всех отраслей знаний – была достигнута.
В рамках культурно-просветительской программы акцент был сделан не только на выдающиеся произведения зарубежной литературы и на труды европейских учёных (прежде всего, немецких), но и публикацию отечественных авторов по естествознанию, физике и технике, философии и праву, истории, и др.
Во второй половине 1840-х гг. быть основателем Матицы считалось делом чести каждого образованного чеха. В 1847 г. число членов, имеющих право получать её издания, насчитывало 2 329 человек, а в 1851 г. в списке рассылки значились 3773 фамилии.
После революции 1848–1849 гг. в Австрии, в эпоху неоабсолютизма, когда политическая и общественная деятельность находились под запретом, возрос интерес к науке. Издания Матицы отличались большим объёмом и разнообразием. Были опубликованы труды великого чешского мыслителя Я. А. Коменского («Дидактика», 1849; Informatorium školy materské, 1858), и современного историка, профессора Карлова университета В. В. Томека («История Пражского университета», первый том, 1849). Особое место в публикациях Матицы заняла двенадцатитомная «История Праги» этого автора, выходившая с 1855 г. по 1901 г.
Наиболее трудный этап в истории Матицы пришёлся на 1852–1860 гг., когда под жёстким контролем полиции оказались не только она, но и её патрон – Национальный музей. Были внесены изменения в организационную структуру обеих институций, усилен контроль со стороны Комитета музея за расходованием денежных средств и издательской деятельностью в целом.
В начале 1850-х гг. Ф. Палацкий предпринял несколько попыток возродить проект энциклопедического словаря как инструмента, способного приучить чехов к серьёзному чтению, извлекать пользу из всеобщего прогресса человечества. Однако эта инициатива, несмотря на его настойчивые усилия, потерпела неудачу, в том числе из-за угрозы чрезмерных расходов, непосильных для Матицы, на реализацию этого плана.
При участии Матицы выходили новые журналы – Živa (1853–1863), который редактировал крупнейший чешский учёный Я. Э. Пуркине, стремившийся наполнить его номера и практическими рекомендациями в сфере промышленности, и Památkí archeologíсké a mistopisné (основан в 1854, современное название Památky archeologické) публиковавший не только научные статьи, но и общедоступные материалы краеведческого, историографического и искусствоведческого характера.
В условиях подъёма чешского национального движения в 1860-е гг., быстрой трансформации основных социокультурных институций, появления новых организаций изменилось положение Матицы чешской. Она стала восприниматься властями и обществом как консервативный институт, зависимый от Национального музея, усилившего, согласно новому статуту, контролирующие функции. С 1862 г. из ограниченного круга членов Комитета музея избирались куратор Матицы чешской и его заместитель. Члены Комитета Матицы в большинстве своём принадлежали к правому крылу Чешской национальной партии (старочехов).
В 1867 г. фонд Матицы достиг 100 000 гульденов, что изменило её финансовую политику. Значительное внимание уделялось публикации переводов произведений мировой классики (в 1879 было завершено издание драм Шекспира), узкоспециальных трудов по новым отраслям науки и техники, что было особенно полезно для быстро развивающейся национальной экономики. Сохранялся и уже избранный курс на просветительство, например, были изданы «Избранные произведения чешской литературы» (1857–1868).
Её руководство оставалось верным когда-то провозглашённым идеалам – противостоять как откровенной политизации, так и меркантилизации деятельности. Однако деятельность Матицы чешской всё больше отставала от динамичных изменений в обществе, о чём свидетельствовали падение количества взносов и скопление на складах даже лучших её изданий.
Матица чешская, органически связанная с Национальным музеем, стала первым общенациональным учреждением, обладавшим огромным научным авторитетом в Австрийской империи, с 1867 г. Австро-Венгрии и за её границами. Членами Матицы чешской были известные славянские учёные и общественные деятели, представители науки европейских стран и США. Она стабильно вела книгообмен с другими славянскими организациями и научными институтами. География рассылки постоянно расширялась, обмен изданиями носил стабильный характер. В период становления национальных культурных институтов это была признанная официальная организация, объединяющая чешских патриотов. Позднее её значение приближалось к роли академии наук.
После прихода к власти в Чехословакии коммунистов Матица чешская была в 1949 г. распущена, в 1950 г. её издательская деятельность перешла к Чешскому национальному музею. После победы «Бархатной революции» она была возрождена в 1990 г. как одна из секций музея. С 2001 г. издаёт журнал Zpravodaj Matice české с приложением Matiční listy (с 2005).