Овнатанян
Овнатаня́н (Հովնաթանյան), семья армянских живописцев 17–19 вв.
Родоначальник – священник Оган, в 1653–1663 гг. преподавал в приходской школе в родном селе Шорот (ныне в Нахичеванской Автономной Республике, Азербайджан), переписал и украсил миниатюрами ряд рукописей. У него учились двое сыновей: Маргар (художник-миниатюрист) и Нагаш Овнатан (перс. نقاش, буквально – художник). По имени последнего семья получила фамилию Овнатанян.
Нагаш Овнатан (1661, Шорот – 1721 или 1722, там же), один из виднейших армянских художников своего времени, приобрёл известность как миниатюрист, поэт-ашуг. Много путешествовал. Расписал церковь Богоматери в Шороте, церковь Святого Фомы в Агулисе, церкви Святых Петра и Павла, Зоравор, Катогике в Ереване. По заказу католикоса Аствацатура (патриаршество 1715–1725) украсил Эчмиадзинский собор орнаментально-декоративной (на сводах, барабане и др.) и настенной сюжетной росписью. При реставрации в 1955–1956 гг. обнаружены три фрагмента сюжетной росписи темперой, в том числе с изображениями царя Трдата III, его жены Ашхен и сестры Хосровидухт (ныне в Национальной галерее Армении, Ереван). С начала 18 в. жил и работал в Тифлисе (ныне Тбилиси), был придворным художником грузинского царя Вахтанга VI.
Его сыновья и ученики Акоп-Старший [1685–1765; по другим данным, 1692 – 22.2(5.3).1757] и Арутюн (1-я половина 18 в.) работали вместе. Украсили миниатюрами ряд рукописей (Матенадаран, Ереван), расписали церкви Святого Карапета в Апракунисе, Святого Стефана в Астапате (ныне в Нахичеванской Автономной Республике); после смерти Нагаша продолжили роспись Эчмиадзинского собора. Документированы работы братьев, в которых заметно влияние западноевропейского искусства: изображения двенадцати апостолов на мраморных плитах алтарного выступа и ряд икон. Предположительно братьям принадлежит и орнаментальная роспись парадных покоев католикоса. Акоп Овнатанян написал также иконы для Эчмиадзинского собора («Благовещение», «Святая Рипсимэ», «Святая Гаянэ»).
Преемником братьев Овнатанян стал сын Акопа – Овнатан (около 1730, Шорот – 1801 или 1802, Тифлис), обучавшийся у своего отца. Придворный художник грузинского царя Ираклия II, имел свою мастерскую и учеников. В 1782–1786 гг. участвовал в росписи Эчмиадзинского собора, восстановил иконы своих предшественников, исполнил «Поклонение волхвов», «Распятие», «Сошествие Святого Духа», «Преображение Богоматери» (ныне в Национальной галерее Армении), изображения апостолов, пророков Илии, Иезекииля, святых Армянской церкви: Месропа Маштоца, Григория Просветителя, Ованеса Одзнеци (Эчмиадзинский собор). Создал новое художественное направление, которое имело важнейшее значение для развития армянского изобразительного искусства в последующий период.
Его сын – Мкртум Овнатанян (Авнатамов) (1779, Тифлис – 1845 или 1846, там же), работал в Тифлисе. Обучался у отца, также имел мастерскую и учеников. Известен как портретист, писал портреты современников («Католикос Епрем», Национальная галерея Армении) и иконы. Расписал в Тифлисе армянские церкви Святого Геворка, Святой Богородицы Норашен. Для парадных покоев католикоса в Эчмиадзине написал ряд ретроспективных портретов армянских царей (Айк Наапет, Трдат III, Левон II; ныне в Национальной галерее Армении). Его сыновья – Акоп-младший и Агафон.
Акоп Овнатанян (Яков Авнатамов) (1806, Тифлис – 1881, Тебриз, Иран) учился у отца. Один из основоположников светского портретного жанра в армянском искусстве. Работал в Тифлисе, где пользовался огромной известностью как портретист. С 1866/1867 г. жил в Иране, где получил должность главного придворного художника Наср ад-Дин-шаха. В 1841 г. получил от петербургской Академии художеств звание неклассного художника. Известно около 70 его портретов (все – 1830–1850-е гг.), в том числе Н. Теумян, Е. Гургенбекян, М. Лилипаряна, католикоса Нерсеса V Аштаракеци (все – в Национальной галерее Армении), Г. Караджяна (Музей искусства народов Востока, Москва), Меликовых (Музей изобразительных искусств имени Ш. Амиранашвили, Национальный музей Грузии, Тбилиси). Они сохраняют некоторые традиционные черты армянского искусства (статичность композиции, тщательная выписанность деталей, «эмалевая» фактура живописи, выразительность силуэта, отсутствие светотени, сдержанность локального колорита), им присущи камерность, поэтичность и психологическая выразительность образов.
Агафон Овнатанян (Авнатамов) [1816, Тифлис – 23.3(4.4).1893, Санкт-Петербург], живописец и гравёр. Учился в петербургской Академии художеств (1836–1843), жил в Санкт-Петербурге. Автор портретов (П. Петросяна, купца П. Агзаманяна; оба – в Национальной галерее Армении), литографий с портретов работы брата и альбомов с изображениями скаковых лошадей.