Опахивание
Опа́хивание (ритуальное), обряд проведения плугом замкнутой борозды вокруг поселения (реже – усадьбы, поля и т. п.) в профилактических, очистительных и отгонных целях. Был известен у древних греков, римлян (ср. легенду об опахивании Ромулом границ будущего Рима), кельтов, германцев, у славян, народов Восточной Европы, Кавказа и др. Опахивание имело целью магическую защиту опахиваемого пространства, создание вокруг него символической ограды или изгнание опасности за его пределы. Проводилось для предохранения людей и скота от моровой болезни, стихийных бедствий, нечистой силы, построек от пожара, посевов от засухи, града и т. п. Устраивалось во время эпидемий и других бедствий либо приурочивалось к определённой календарной дате (Страстной субботе, весеннему Юрьеву дню, Иванову дню, Петрову дню, окончанию жатвы и т. п.).
Опахивание происходило ночью, около полуночи, реже на рассвете. Совершали опахивание обычно женщины в состоянии ритуальной чистоты – целомудренные девушки, вдовы (часто раздетыми донага или одетыми в белые рубахи, с распущенными волосами и т. п.), иногда солдатки, беременные женщины, совместно старики и старухи, братья-близнецы, молодые мужчины и др. В плуг впрягались тягловые животные, иногда люди (восточные и западные славяне; у восточных славян число участников обряда обычно должно было быть кратно трём или двум). Часто для опахивания использовали новый (или сделанный за одну ночь) плуг, волов-близнецов или впервые впряжённых волов и т. п. Проводимая таким образом борозда должна была быть замкнутой и образовывать магический круг. Обстоятельства совершения опахивания подчёркивали сакральный характер происходящего: опахивание часто происходило втайне от жителей села; если обряд совершался с ведома односельчан, они должны были сидеть по домам с запертыми окнами и воротами. Если опахивание проводилось с охранительной целью, оно производилось в глубокой тишине или с чтением молитв; если же оно имело целью изгнание уже имевшейся болезни, его сопровождали шумом, криками, громкими песнями, битьём в заслонки, сковороды и т. п.; попадавшихся по пути процессии животных умерщвляли, поскольку они считались воплощением эпидемической болезни. Опахивать начинали с востока, двигаясь на север, и заканчивали в том же месте, откуда начинали. Следили, чтобы земля ложилась в сторону, противоположную селу, чтобы отвратить от него болезни и несчастья. По окончании опахивания вола иногда убивали и закапывали или зарывали в землю сошник. Магический эффект усиливается представлением о вспаханной, т. е. окультуренной земле как обереге.