Олигофренопедагогика
Олигофре́нопедаго́гика (от олигофрения и педагогика), наука о воспитании и обучении детей с нарушениями интеллекта; один из разделов дефектологии. Олигофренопедагогика изучает особенности и закономерности развития ребёнка под влиянием коррекционного обучения; определяет принципы, содержание и методы обучения и воспитания умственно отсталых детей на основе индивидуального подхода к различным типам нарушений интеллекта, разрабатывает систему и структуру специальных учреждений. Олигофренопедагогика опирается на данные общей педагогики, общей, возрастной и специальной психологии, педиатрии, детской психоневрологии, психиатрии и других смежных наук. В олигофренопедагогике применяются общие методы воспитания и обучения, но с учётом задач коррекционно-воспитательной работы (в специальных коррекционных школах) и особенностей развития умственно отсталых детей. Особое внимание уделяется созданию индивидуальных коррекционно-развивающих программ, обеспечивающих социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребёнка. Важнейшим компонентом является преодоление социальной недостаточности ребёнка. Первые попытки изучения воспитания и обучения умственно отсталых детей предприняты во Франции в 19 в. Ж. Итаром и Э. Сегеном. В начале 20 в. проблемами олигофренопедагогики занимались Ж. О. Декроли и Ж. Демор (Бельгия), Б. Меннель и А. Фукс (Германия), А. Бине, П. Бонкур и Ж. Филипп (Франция) и др. Первое в Российской империи учреждение для умственно отсталых детей открыто в 1858 г. в Риге доктором Ф. Плацем – лечебно-педагогическое заведение для страдающих припадками, малоспособных, слабоумных и идиотов. Проблемы олигофренопедагогики разрабатывали Е. К. Грачёва, В. П. Кащенко, М. П. Постовская, создавшие учреждения для умственно отсталых детей. Кащенко также был инициатором научных исследований по дефектологии, создания школы-санатория (Москва, 1908). Большой вклад в олигофренопедагогику внесли В. М. Бехтерев, П. Ф. Лесгафт, И. В. Маляревский, Г. И. Россолимо, сближавшие педагогическую и медицинскую науки. Основополагающей для отечественной олигофренопедагогики стала концепция Л. С. Выготского о возможности и необходимости развития в первую очередь высших психических функций больных детей, не ограничиваясь только простой тренировкой элементарных функций. Его идеи развивали А. Н. Граборов, Г. М. Дульнев, Х. С. Замский, Л. В. Занков, В. И. Лубовский, А. Р. Лурия и др.