Огородников Иван Трофимович
Огоро́дников Ива́н Трофи́мович [11(24).7.1900, село Огородники Котельничского уезда Вятской губернии, ныне Кировская область – 7.10.1978, Москва], советский педагог, член-корреспондент Академии педагогических наук (АПН) РСФСР (1955) и АПН СССР (1968), доктор педагогических наук (1966), профессор (1935), заслуженный деятель науки (1971). По окончанию начальной школы поступил в реальное училище, но учёбу оставил из-за материальных трудностей. В 1919 г. поступил на физико-химическое отделение Вятского института народного образования (ныне Вятский государственный гуманитарный университет), но учёбу вновь оставил по той же причине. В 1921 г. окончил инструкторско-педагогические курсы. Его практическая педагогическая деятельность его началась в 1922 г. в г. Нолинск на педагогических курсах; затем его назначили заведующим отделом социального воспитания Нолинского уездного отдела народного образования. В 1923–1928 гг. работал школьным инспектором и преподавателем педагогического техникума в Вятке (ныне Киров). В 1930 г., после окончания аспирантуры, начал преподавать в МГУ, Московском областном педагогическом институте (ныне Государственный университет просвещения), а с 1949 г. окончательно перешёл в Московский государственный педагогический институт (ныне Московский педагогический государственный университет). Одновременно, в 1944–1947 гг., Огородников – заместитель начальника Главного управления высших учебных заведений Министерства просвещения РСФСР. Изучал вопросы истории советской школы, системы образования, теории педагогики и методов обучения в средней и высшей школе, подготовки учителей и организации работы педагогических вузов. В 1930-х гг. участвовал в создании нового курса педагогики для университетов и методики научного исследования учебного процесса в высшей школе. Подчёркивал руководящую роль общепедагогических и дидактических принципов в построении вузовских курсов методик, необходимость укрепления связи между педагогикой и частными методиками преподавания предметов. Вёл экспериментальные исследования по проблемам повышения эффективности урока в развитии познавательной и творческой активности учащихся.
Опубликовал несколько исследований о путях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в средней школе: «Организация и методика работы в высшей школе» (1934), «Повышение идейного и теоретического уровня учебной и научной работы по педагогическим наукам» (1947), «Педагогический практикум» (1959), «Методика изучения эффективности урока по основам наук в школе» (1959), «Вопросы повышения эффективности урока» (под редакцией И. Т. Огородникова, т. 1–3, 1959–1964). Велик вклад И. Т. Огородникова в создание учебников по педагогике. Первый учебник для учительских институтов вышел в 1946 г. и был написан совместно с П. Н. Шимбирёвым, ранее работавшим директором Кировского педагогического института (1936–1938). Последний учебник издан после смерти автора.
Награждён орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почёта», медалями К. Д. Ушинского и Н. К. Крупской.