Оборона Троице-Сергиева монастыря 1608–1610
Оборо́на Тро́ице-Се́ргиева монастыря́ 1608–1610 (Троицкая осада 1608–1610, осада Троице-Сергиева монастыря 1608–1610), боевые действия правительственных отрядов служилых людей при поддержке братии, монастырских слуг и крестьян по защите Троице-Сергиева монастыря от сил Лжедмитрия II в Смутное время в Русском государстве. Длилась с 23 сентября (3 октября) 1608 г. до 12(22) января 1610 г. Началась после поражения 22 сентября (2 октября) 1608 г. правительственного войска под командованием боярина князя И. И. Шуйского Пуговки (из рода Шуйских) от отрядов служившего Лжедмитрию II «полковника» Я. П. Сапеги в сражении близ сельца Рахманцево (ныне село Рахманово Пушкинского городского округа Московской области). Была вызвана попыткой самозванца разорить хозяйство и захватить богатства обители, дававшей приют и работу окрестному населению, в частности в стенах монастыря укрылись монахини Ольга (бывшая царевна Ксения Борисовна) и Марфа (бывшая королева Ливонии Мария Владимировна, дочь князя старицкого Владимира Андреевича).
Силы сторон
Польско-литовские и примкнувшие к ним русские отряды во главе с Я. П. Сапегой и А. И. Лисовским насчитывали около 10 тыс. человек (из них свыше 6,7 тыс. конных воинов) при приблизительно 20 полевых орудиях (в октябре 1608 из Ельца доставили осадную пушку).
Монастырь защищала каменная крепостная стена с 12 башнями общей протяжённостью около 1,2 км (построена в середине 16 в.), где были установлены 110 артиллерийских орудий. Обитель обороняли главным образом около 1,3–1,5 тыс. служилых людей (дворян, детей боярских, стрельцов, казаков и др.), около 500 монахов и монастырских слуг (часть из них перед смертью приняла постриг) Троице-Сергиева монастыря и соседнего Подольного Пятницкого монастыря, около 1 тыс. монастырских крестьян и жителей окрестных слобод. В феврале и октябре 1609 г., январе 1610 г. оборонявшиеся получали небольшие военные подкрепления от правительственных войск. Обороной монастыря до октября 1609 г. руководили окольничий князь Г. Б. Долгоруков Роща (из рода Долгоруковых) и дворянин московский А. И. Голохвастов, затем – ржевский сын боярский Д. В. Жеребцов. По сообщениям келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия (Палицына), боевой дух защитников обители укрепили явления преподобного Сергия Радонежского, его ученика преподобного Никона Радонежского и иные чудеса.
Ход событий
Нападавшие, рассчитывая захватить Троице-Сергиев монастырь без боя, 23 сентября (3 октября) и 25 сентября (5 октября) 1608 г. предлагали его защитникам сдаться. Однако архимандрит Иоасаф (ум. в июле 1610) и братия, опасавшиеся поругания православных святынь, убедили служилых людей и мирян обороняться («седети во осаде») «без измены», сохраняя верность истинному православному царю, а ложному не присягая (Сказание Авраамия Палицына. 1955. С. 134. Л. 62; С. 137. Л. 66 об.).
В сентябре/октябре – октябре 1608 г. сапежинцы выкопали ров и сделали подкоп под Пятницкую башню монастырской крепостной стены, но из-за мороза работы затянулись. Оборона Троице-Сергиева монастыря 1608–1610.Артиллерийские обстрелы обители, начатые 3(13) октября, успеха не имели: были повреждены лишь деревянные навесы крепостной стены, 8(18) ноября, в праздник Архистратига Михаила, одно из ядер пробило икону с изображением архангела, другое – образ святителя Николая Чудотворца в Троицком соборе.
С 8(18) октября осаждённые, выходя тайком из крепости, начали совершать нападения на противника [Акты исторические. Т. 2. 1841. № 181 (III). С. 211; Дневник Яна Петра Сапеги. 2012. С. 70, 71]. Попытка неожиданным ночным штурмом 1(11) ноября захватить монастырь была отбита, а вскоре защитники контратаковали, нанеся противнику существенный урон в живой силе: 9(19) ноября отбили значительную часть артиллерии, 9(19) и 11(21) ноября взорвали и разрушили подкоп [Акты исторические. Т. 2. № 181 (III). С. 212].
К концу 1608 г. сапежинцы блокировали монастырь, намереваясь взять его измором. Когда в обители закончились запасы пороха и дров, её защитники стали почти ежедневно делать вылазки в ближайшие овраги и рощи, во время которых добывали не только дрова, но и продовольствие, а также захватывали пленных («языков») [Акты исторические. Т. 2. № 181 (III). С. 212].
В январе 1609 г. среди оборонявшихся участились случаи заболевания цингой (в феврале ежедневно умирали 20–30 человек, в апреле – до 100 человек), к лету – в строю защитников монастыря находилось около 200 воинов, в живых осталось около 40 монахов.
В тяжёлых условиях осады среди защитников монастыря разгорелся серьёзный конфликт: служилые люди полагали, что монахи должны оплачивать их службу, в частности после боя выдавать им алкогольные напитки, большая часть братии, напротив, выступала за режим строгой экономии. Весной 1609 г. казначей обители Иосиф (Девочкин-Кочергин) и поддержавший его А. И. Голохвастов были обвинены Г. Б. Долгоруковым в изменнических связях с Я. П. Сапегой (документы это не подтверждают), казначей с разрешения Василия Ивановича Шуйского был подвергнут пытке и вскоре скончался.
Летом 1609 г. осаждавшие дважды предпринимали неудачные штурмы монастыря: приступ 28–29 июня (8–9 июля) был отбит защитниками, а ночью 28 июля (7 августа) штурмовые колонны противника, запутавшись в сигналах Я. П. Сапеги, неожиданно вступили в бой друг с другом и понесли тяжёлые потери (Дневник Яна Петра Сапеги. 2012. С. 148, 149).
В конце 1609 г. гарнизон, получив подкрепление от правительственных войск, возобновил вылазки.
В январе 1610 г. Я. П. Сапега из-за приближения к Москве армии под командованием боярина князя М. В. Скопина-Шуйского был вынужден снять осаду с обители, в которой остались архимандрит и несколько монахов.
Значение обороны и память о ней
Оборона Троице-Сергиева монастыря способствовала зарождению земских ополчений, которые сыграли решающую роль в национально-освободительном движении против интервенции Речи Посполитой начала 17 в. и Шведской интервенции начала 17 в. Благодаря стойкости защитников монастыря он стал главным духовным центром возрождавшейся страны.
События обороны получили отражение в изобразительном искусстве, ей посвящены, в частности, картины В. П. Верещагина «Осада Троице-Сергиевой лавры» (1891, ныне в Русском музее, Санкт-Петербург), М. Г. Милорадовича «Оборона Троице-Сергиевой лавры» (1894, ныне в Русском музее) и М. В. Нестерова «Всадники (Легенда)» (1932, ныне в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии, Сергиев Посад).