Новое воспитание
Но́вое воспита́ние, течение в педагогике, отражающее потребность общества в подготовке через школу (главным образом среднюю) разносторонне развитых инициативных людей, готовых к активной деятельности в различных сферах экономической, государственной и общественной жизни. Возникло в конце 19 в. в рамках реформаторской педагогики. Представители нового воспитания (К. Н. Вентцель, И. И. Горбунов-Посадов, Ж. О. Декроли, Э. Демолен, Дж. Дьюи, А. Ферьер и др.) считали себя последователями Ж.-Ж. Руссо, выдвинувшего идею естественного воспитания. Первая «новая школа» открыта С. Редди в 1889 г. в Абботсхолме (Рочестер, Великобритания). Вскоре были основаны Бидельская школа Дж. Бадли (Великобритания, 1892), школа Рош Э. Демолена (Франция, 1899), «сельские воспитательные дома» Г. Литца (Германия, 1902), «свободная школьная община Викерсдорф» Г. Винекена (Германия, 1906), а также ряд школ в других странах, в том числе и в России – школа E. С. Левицкой в Царском Селе (1900). В 1912 г. создано «Международное бюро новых школ» во главе с А. Ферьером. Был сформулирован ряд принципов, характеризующих «новые школы»: проведение ими педагогических экспериментов, совместное воспитание мальчиков и девочек, интернатный характер школы, объединение детей в небольшие группы (10–12 человек), сочетание в обучении коллективных и индивидуальных форм работы, детское самоуправление и т. д. «Новые школы» были частными средними учебными заведениями для детей из состоятельных семей. Накануне 1-й мировой войны начали появляться т. н. экспериментальные, как правило начальные, «новые школы» для приходящих детей (школы Ж. О. Декроли в Бельгии, школы Р. Кузине во Франции, школы-общины в Гамбурге, опытные школы в Бремене, ряд школ в США). Работа в них велась в духе «Педагогики действия», использовалась комплексная система обучения, индивидуальная самостоятельная работа или занятия в группах, добровольно создаваемых детьми. В 1915 г. объединение сторонников нового воспитания распалось; в 1921 г. восстановлено под названием Международная лига нового воспитания. В 1932 г. в неё входили представители 53 стран, делившиеся на секции по языковому принципу. После 1933 г. Лига практически прекратила свою работу. В начале 1950-х гг. деятельность сторонников нового воспитания возобновилась под эгидой ЮНЕСКО.