Новоапостольская церковь
Новоапо́стольская це́рковь (New Apostolic Church), христианская религиозная организация, по основным доктринальным положениям близкая к протестантам, в обрядовой сфере искусственно включившая в себя отдельные элементы англиканской, католической и православной традиций.
Новоапостольская церковь выделилась из т. н. Католической апостольской церкви (КАЦ), возникшей в Европе в 1820-х гг. в результате духовного возрождения, охватившего христиан Европы и США во время и после Французской революции 18 в., и под влиянием различных движений в протестантизме 18–19 вв., таких как ривайвелизм и «Движение святости». Первоначально на волне духовного возрождения среди англикан возникло «молитвенное движение», основной целью которого было получение даров Святого Духа, как это изложено у апостола Павла (1Кор. 12:28, 14:1). В 1829–1835 гг. в Англии и Шотландии сформировалось новое движение, впоследствии получившее название «Католическая апостольская церковь» (КАЦ), хотя сами его члены такого именования не приняли, поскольку оно в понимании западных христиан относится ко всем общинам, исповедующим Никейский символ веры. Другие названия этого движения: «ирвингианство» (по имени одного из его идеологов, пресвитерианского пастора Э. Ирвинга), «апостолы последних дней», «староапостольская Церковь». (В 1830 г. аналогичное движение ненадолго появилось в Баварии среди римокатоликов, но быстро было подавлено церковными властями.) Участники движения практиковали «пророчества», «говорение на незнакомых языках», «чудесные исцеления». Первоначально КАЦ отличал дух открытости по отношению ко всем христианским исповеданиям, проявившийся, в частности, при создании литургии, в которой сознательно были использованы формы и элементы православного, католического и англиканского богослужений.
Отделившиеся от КАЦ в 1863 г. общины в Гамбурге образовали Новоапостольскую церковь. При этом КАЦ не признаёт Новоапостольскую церковь своей последовательницей. В 1880 г. апостолом для Германии был призван Ф. Кребс (1832–1905), который в 1896 г. объявил себя «верховным апостолом» и присвоил себе право назначать новых апостолов, не прибегая к посредничеству т. н. пророков. В 1899 г. было принято решение рукополагать апостолов в соответствии с необходимостью, не ограничиваясь числом 12. Современное название Новоапостольская церковь получила в 1930 г.
В рамках идеи «восстановления» первоначального христианства Новоапостольская церковь рассматривает своих апостолов как преемников евангельских 12 апостолов. Центральные положения вероучения – ожидание скорого Второго пришествия Христа и премиллениализм. Новоапостольская церковь считает себя церковью последнего времени, в которой апостолы являются посредниками спасения. Учение о Троице, Богочеловечестве Иисуса Христа, непорочном зачатии Девы Марии, о чудесах Иисуса, его жертвенной смерти, Воскресении и Вознесении совпадает с исповеданием других протестантских церквей. Новоапостольская церковь имеет символ веры, состоящий из 10 членов. Три первых параграфа соответствуют Апостольскому символу веры. В 6 параграфах сформулированы догматы собственно Новоапостольской церкви: утверждается, что Господь Иисус правит Церковью через апостолов, которых он продолжает посылать вплоть до своего Второго пришествия; излагается учение о трех таинствах – крещении, евхаристии и запечатлении Святым Духом, а также о Втором пришествии Христа, во время которого он возьмёт с собой на небеса истинно верующих, а после совершения «брачной вечери» вместе с ними вернётся на землю, и они будут править с ним как царственное священство. По окончании царства мира Христос совершит последний суд, после чего сотворит новое небо и новую землю и будет жить со своим народом. Последний параграф символа говорит о послушании светским властям, насколько это не противоречит божественным законам. Новоапостольская церковь не является членом экуменических организаций, однако в 21 в. она стала более открыта по отношению к другим протестантским исповеданиям. В 2011 г. Новоапостольская церковь опубликовала документ «Новое понимание церкви», в котором содержится отказ от исключительности новых апостолов в деле спасения.
Организационно церковь представлена Международной Новоапостольской церковью, включающей 18 апостольских округов, которые делятся на подокруга, а те – на общины. Апостольскими округами руководят окружные апостолы, объединённые в коллегиум во главе с первоапостолом, резиденция которого и центр церкви находятся в Цюрихе (Швейцария; перемещены туда после Второй мировой войны из Германии). Каждые три года проводится общее собрание всех апостолов. Отдельные приходы возглавляют апостолы, епископы или районные настоятели. Священнослужителями являются епископы, пресвитеры, пасторы, евангелисты и проповедники. Им помогают диаконы. В подражание евангельским апостолам служители Новоапостольской церкви не имеют богословского образования. Большое внимание уделяется миссионерской работе. Издаётся ежемесячный журнал «Наша новоапостольская семья» (на русском языке с 1991), детский журнал «Мы, дети».
В СССР Новоапостольская церковь основана в 1987 г., в 1993 г. в сан апостола рукоположен первый россиянин. Ныне в России, по сведениям самой Новоапостольской церкви, она насчитывает более 130 приходов (существуют во всех крупных городах России), объединённых в 3 апостольских округа, входящих в сферу ответственности окружного апостола. Высшим руководящим органом для всех общин Новоапостольской церкви на территории РФ является Управленческий центр Новоапостольской церкви в России, находящийся в Москве.