Николай Кавасила
Никола́й Кава́сила (Νικόλαος ὁ Καβάσιλας) (между 1319 и 1323, Фессалоники, ныне Салоники – после 1391 или после 1397, Константинополь), византийский богослов, учёный-энциклопедист, православный святой.
Из аристократической семьи. Имел по отцу фамилию Хамаэт (Χαμαετός), более известен под фамилией матери Кавасила. Его дядя, брат матери Нил (в миру Николай) Кавасила (около 1300 – 1363), в конце жизни архиепископ Фессалоникийский (1361–1363), был одним из учителей Николая Кавасилы. Впоследствии самого Николая Кавасилу ошибочно считали архиепископом. Учился в Фессалоники, затем в Константинополе. Получил энциклопедическое образование. Активно участвовал в политических и церковных конфликтах своего времени (гражданская война 1341–1347, паламитские споры и др.), но отличался миролюбием, что ценили и его противники. Был близок к Григорию Паламе и исихастским кругам, но сохранял дружбу и с перешедшим в католичество Димитрием Кидонисом. В 1345–1354 гг. советник императора Иоанна VI Кантакузина. Будучи безбрачным, по-видимому, до конца жизни оставался мирянином. После низложения патриарха Константинопольского Каллиста I (1353) являлся одним из кандидатов на патриарший престол. После отречения императора Иоанна Кантакузина (1354) отошёл от публичной деятельности.
Николай Кавасила – автор свыше 30 сочинений по богословию, философии, праву, естествознанию и др. Самое большое творение Николая Кавасилы – «О жизни во Христе» – посвящено трём главным таинствам: крещению, миропомазанию и евхаристии. По мысли автора, вся духовная жизнь христианина должна быть вписана в сакраментальную жизнь Церкви, средоточие которой – евхаристия. Другое значительное сочинение – «Изъяснение Божественной литургии». Николаю Кавасиле свойствен мистический реализм и отказ от аллегорического символизма. Согласно Николаю Кавасиле, обрядовый образ – «икона» не только побуждает пережить воспоминаемое событие истории спасения, но и реально приобщает к нему, готовя человека к соединению с Христом в таинстве. В связи с полемикой латинян против эпиклезы в греческой литургии Николай Кавасила сравнивал западные и восточные литургические чинопоследования. Не ставя под вопрос действительность римской мессы, он находил в ней соответствие греческой эпиклезе. В трёх Словах на Богородичные праздники Николай Кавасила прославлял Богоматерь как человека совершенно безгрешного, «каким Бог хотел быть человеку в этой жизни». «Слово против пустословия Григоры» написано Николаем Кавасилой в защиту Григория Паламы от нападок Никифора Григоры. В Предисловии к антилатинскому сочинению Нила Кавасилы Николай Кавасила поддержал его полемику против латинского учения Filioque. Николаю Кавасиле принадлежат также два Слова на Страсти Господни, Слово на Вознесение, семь похвальных Слов святым, три Слова толкований на видения пророка Иезекииля, 18 писем и др.
Тридентский собор Римско-католической церкви, вырабатывая антипротестантские постановления о таинствах, воспользовался учением Николая Кавасилы о Евхаристии. Растущий интерес к Николаю Кавасиле определило «Евхаристическое возрождение» 20 в. Канонизирован Константинопольской православной церковью по просьбе Элладской православной церкви (1983); день памяти – 20 июня.