Незвал Витезслав
Не́звал Ви́тезслав (Vítězslav Nezval) (26.5.1900, село Бискоупки, Моравия, ныне район Брно-пригород, Южноморавский край – 6.4.1958, Прага), чешский поэт, народный деятель искусств Чехословакии (1953).
Сын сельского учителя. В 1919–1920 гг. изучал право и философию в университетах Брно и Праги.
Печатался с 1919 г. В ранних произведениях в духе авангардизма – сборнике «Мост» («Most»), лиро-эпической поэме «Удивительный кудесник» («Podivuhodný kouzelník», все 1922) – выказал солидарность с революционным движением. В 1923 г. совместно с К. Тейге (1900–1951) основал течение поэтизм, принципы которого нашли отражение в сборниках «Пантомима» («Pantomima», 1924), «Маленький розарий» («Menší růžová záhrada», 1926) и др. Разочарование в поэтизме наметилось в поэмах «Акробат» («Akrobat», 1927), «Эдисон» («Edison», 1928), где Незвал отходит от развлекательности, прославляет разум и смелые деяния людей. Расширение проблемно-стилевого диапазона проявилось в сборниках «Поэмы ночи» («Básně noci», 1930), «Стеклянный плащ» («Skleněný havelok», 1932) и др.
В марте 1934 г. создал группу чешских сюрреалистов, пропагандировал сюрреализм на 1-м Всесоюзном съезде советских писателей (1934). Отдавая должное сюрреалистическим фантазиям (сборник «Абсолютный могильщик», «Absolutní hrobař», 1937), стремился с помощью лирической интонации и предметных образов выразить не столько абсурдность, сколько поэзию бытия, силу сокровенных чувств: сборники «Женщина во множественном числе» («Žеnа v množném čísle»), «Прага с пальцами дождя» («Praha s prsty deště»; оба 1936), «Мать-надежда» («Мatka Naděje», 1938).
Весной 1938 г. объявил о роспуске группы; обратился к классическим размерам стиха, патриотической и антифашистской тематике: поэма «Историческое полотно» («Historický obraz»), сборник «В пяти минутах от города» («Pět minut za městem», все 1939). После Второй мировой войны 1939–1945 гг. поддерживал социалистические преобразования, борьбу за мир; развивал пейзажную и любовную лирику: сборник «Васильки и города» («Сhrpy a města», 1955); поэмы «Песнь мира» («Zpěv míru», 1950), «О родном крае» («Z domoviny», 1951) и др.
Среди других сочинений: автобиографические романы «Хроника с конца тысячелетия» («Kronika z konce tisíciletí», 1929), «Dolce far niente» (1931); документальные очерки «Невидимая Москва» («Neviditelná Moskva», 1935), «Пражский пешеход» («Pražský chodec», 1938); неоконченные мемуары «О моей жизни» («Z mého životа», 1959); пьесы в стихах, кино- и радиосценарии, либретто, водевили; эссе о творчестве, переводы.