Тег

Армянские поэты

Армянские поэты
Найденo 9 статей
Литераторы
Месроп Маштоц
Месро́п Машто́ц (361 или 362 – 440), армянский просветитель, миссионер, поэт, переводчик; святой Армянской апостольской церкви и Армянской католической церкви. Создал армянский алфавит, составил первый учебник и разработал методику преподавания армянского языка. Вместе с учениками и при участии католикоса Саака Партева осуществил перевод Библии с сирийского на армянский язык с использованием нового алфавита (406–435), тем самым заложив основы армянского литературного языка. Совместно с Сааком Партевом составил первые литургию, служебник и часослов Армянской апостольской церкви. Считается основоположником армянской литературы и патристики, автором сборника духовных наставлений «Многовещательные речи» и «Покаянных канонов». Один из первых авторов церковных песнопений на армянском языке – кцурдов. В поэзии Месропа Маштоца представлены первые образцы армянских стихотворных размеров, начатки рифмы. Занимался миссионерской деятельностью, переводами, писал духовные стихотворения, богословские трактаты. Среди учеников – крупнейшие армянские богословы и философы, историографы и учёные 5 в.
Гукас Чубарян. Памятник Месропу Маштоцу. Ереван (Армения). 1961
Литераторы
Мецаренц Мисак
Мецаре́нц Миса́к (1886–1908), армянский поэт. Автор сборников «Радуга» и «Новые песни» (оба – 1907). Обогатил армянскую поэзию космической образностью в духе европейского символизма. Лирика отличается жизнелюбием и гуманистическим пафосом; её основные темы – любовь к родной земле, пантеистическое единение с природой, самоотверженное служение людям. Пейзажная лирика насыщена цветовыми ассоциациями, развёрнутыми метафорами. Переводил европейских и русских поэтов.
Мисак Мецаренц
Литераторы
Туманян Ованес Тадевосович
Туманя́н Оване́с Тадево́сович (1869–1923), армянский поэт, общественный деятель. Получил прозвище Поэт всех армян. Для творчества характерны естественный образный язык, использование фольклорных мотивов, философский характер, просветительский пафос. Автор эпических поэм («Давид Сасунский», 1902) по мотивам армянского народного эпоса, реалистических рассказов, в том числе «Гикор» (1895), сказок, переводов на армянский язык творчества русских и европейских классиков. Оказал влияние на развитие реализма в армянской литературе.
Ованес Туманян. 1915
Литераторы
Саят-Нова
Сая́т-Нова́ (1722–1795), армянский поэт-ашуг. В 1742–1759 гг. служил музыкантом и поэтом при дворе грузинского царевича Ираклия II. Писал на армянском, грузинском, тюркском и персидском языках. Центральное место в поэтическом наследии занимает любовная лирика, в которой поэт создал образ прекрасной возлюбленной, передал трагические переживания неразделённого чувства. Впервые произведения Саят-Нова были собраны и опубликованы в сборнике «Стихотворения» (на армянском языке; М., 1852).
Кадр из фильма «Цвет граната» («Саят-Нова»). Режиссёр Сергей Параджанов. 1969
Литераторы
Нерсес Шнорали
Нерсе́с Шнорали́ (1101, по другим сведениям, 1102–1173), армянский поэт, церковный деятель, святой Армянской апостольской церкви. Первым из армянских поэтов применил приём олицетворения, ввёл разнообразные рифмы, распространил метрику светской любовной лирики на жанры религиозной поэзии. Создал первое в армянской литературе историческое произведение в стихах – поэму «Сказ в стиле Гомера о гайканском народе» (1121), представляющую собой поэтическое переложение «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци. «Элегия на взятие Эдессы» (1145–1146) – первый в армянской литературе опыт историко-патриотической поэмы-плача. Среди произведений – поэма «Иисус Единородный Сын Отца» (стихотворное переложение Ветхого Завета и четырёх Евангелий, 1152, опубликована в 1643), духовные песнопения, послания, речи, проповеди, загадки в стихах. Переработал и дополнил Шаракноц (Гимнарий; сборник шараканов), Патараг (Литургиарий), Жамагирк (Часослов), систематизировал годовой цикл армянских церковных песнопений, дополнив его собственными мелодиями. Совершенствовал систему хазов (невменных знаков древнеармянской монодии).
Портрет Нерсеса Шнорали. Иллюстрация из книги: Preces S. Niersis Claiensis Armeniorum patriarchae viginti quattuor linguis editae. Venetia, 1823. Авантитул
Литераторы
Севак Паруйр Рафаэлович
Сева́к Пару́йр Рафаэ́лович (1924–1971), армянский поэт. Творчеству Севака присущи стремление отобразить чувственный мир человека, философская глубина, гуманистический пафос: поэтические сборники «Бессмертные повелевают» (1948), «Дорога любви» (1954), «Снова с тобой» (1957), «Человек на ладони» (1963), «Да будет свет» (1969). Широко известны лирические поэмы «Неумолкаемая колокольня» (1959, посвящена Комитасу) и «Трёхголосная литургия» (1965), повествующие о геноциде армян в 1915 г. Погиб в автокатастрофе.
Паруйр Севак. 1964