Научно-квалификационная работа
Нау́чно-квалификацио́нная рабо́та (диссертация), научный результат, соответствующий определённым требованиям и обладающий необходимыми признаками, в котором на основании выполненных автором исследований содержится решение научной задачи, имеющей значение для развития соответствующей отрасли знаний, либо изложены новые научно обоснованные технические, технологические или иные решения и разработки, имеющие существенное значение для развития страны, либо разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как научное достижение, либо решена научная проблема, имеющая важное политическое, социально-экономическое, культурное или хозяйственное значение, либо изложены новые научно обоснованные технические, технологические или иные решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие страны (п. 9 Положения о присуждении учёных степеней).
Научно-квалификационная работа (диссертация) – продукт научного труда, демонстрирующий профессионально-образовательный уровень автора. Диссертация – научно-квалификационная работа, отражающая результаты научных исследований автора и представленная им на соискание учёной степени. Диссертацию на соискание учёной степени доктора наук представляют в виде специально подготовленной рукописи, научного доклада или опубликованной монографии. Диссертацию на соискание учёной степени кандидата наук представляют в виде специально подготовленной рукописи или опубликованной монографии. Диссертацию на соискание учёной степени доктора наук в виде научного доклада готовят на основе совокупности ранее опубликованных научных и опытно-конструкторских работ по соответствующей отрасли знания (ГОСТ Р 7.0.11–2011).
Диссертация должна быть написана автором самостоятельно, обладать внутренним единством, содержать новые научные результаты и положения, выдвигаемые для публичной защиты, а также свидетельствовать о личном вкладе автора диссертации в науку. В диссертации, имеющей прикладной характер, должны приводиться сведения о практическом использовании полученных автором диссертации научных результатов, а в диссертации, имеющей теоретический характер, – рекомендации по использованию научных выводов. Предложенные автором диссертации решения должны быть аргументированы и оценены по сравнению с другими известными решениями. В диссертации соискатель учёной степени обязан ссылаться на автора и/или источник заимствования материалов или отдельных результатов. При использовании в диссертации результатов научных работ, выполненных соискателем учёной степени лично и/или в соавторстве, соискатель учёной степени обязан отметить в диссертации это обстоятельство. Основные научные результаты диссертации должны быть опубликованы в рецензируемых научных изданиях в определённом количестве для каждого вида научно-квалификационной работы. Для соискания учёной степени доктора наук в рецензируемых изданиях должно быть опубликовано: в области общественных и гуманитарных наук – не менее 15 научных работ; в остальных областях – не менее 10. Для соискания учёной степени кандидата наук, в рецензируемых изданиях должно быть опубликовано: в области общественных и гуманитарных наук – не менее 3 работ; в остальных областях – не менее 2 (п. 13 Положения о присуждении учёных степеней).
Основными компонентами научно-квалификационной работы являются: введение, содержащее концепции исследования – замысел и результат, основная часть и заключение, объединённые внутренним единством. Оформление текста диссертации определяется ГОСТом Р 7.0.11–2011. Каждый раздел диссертации содержит обязательные структурные элементы. В частности, введение должно отображать: актуальность темы исследования; степень её разработанности; цели и задачи; научную новизну; теоретическую и практическую значимость работы; методологию и методы исследования; положения, выносимые на защиту; степень достоверности и апробацию результатов. Основной текст должен быть разделён на главы и параграфы или разделы и подразделы, которые нумеруют арабскими цифрами. В заключении диссертации излагают итоги выполненного исследования, рекомендации, перспективы дальнейшей разработки темы.
Относительно содержания научно-квалификационной работы есть различные мнения. Доктор философских наук, профессор В. Ф. Берков и доктор технических наук, профессор А. П. Несенчук предлагают рассматривать диссертацию с позиции интеррогативной логики, т. е. в качестве одной из интерпретаций вопросно-ответного комплекса, где основные компоненты научно-квалификационной работы – заглавие, цель, содержание, заключение – представляются как элементы интеррогативной системы, между которыми существует определённая связь. Каждая диссертация направлена на получение конкретного результата, таким образом: заглавие – основной вопрос (вопрос нулевого уровня, т. е. вопрос, ответом на который является основной результат; должен отвечать критериям разумности, простоты, однозначности, ясности, истинности предпосылок, конкретности); цель – сведение основного вопроса к вспомогательным вопросам первого уровня; содержание – сведение основного вопроса к вспомогательным вплоть до вспомогательных вопросов оптимальной энтропии и выведение из ответов на вспомогательные вопросы одного уровня ответов на вопросы более высокого уровня вплоть до первого; заключение – сведение ответов на вопросы первого уровня к ответу на основной вопрос (Берков. 2008. С. 92–98).
Доктора социологических наук, профессора А. В. Дятлов и В. В. Ковалёв отмечают, что в основе любого научного творчества лежит идея, которая обеспечивает целостность научного результата и исключает завершённость, указывая на бесконечность познания. Идея как главная мысль реализуемого научного проекта, «пронзая диссертацию от введения до заключения, должна быть концептуализирована посредством совершения операций с базовыми понятиями и эмпирически обоснована» (Дятлов. 2020. С. 285).
В РФ есть только два вида научно-квалификационной работы (диссертационных исследований), подготовка и защита которых строго регламентированы и осуществляются с целью получения учёной степени кандидата или доктора наук.
Завершённая научно-квалификационная работа представляется для публичной защиты в диссертационный совет. Порядок представления и защиты научно-квалификационной работы регламентирован Постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2013 г. № 842 «О порядке присуждения учёных степеней».
Монография – научное или научно-популярное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам; может быть производственно-практическим изданием, предназначенным для специалистов (ГОСТ Р 7.0.60–2020).
Научный доклад – публичное сообщение нового или уточнённого научного знания, развёрнутое изложение какой-либо научной темы (ГОСТ Р 55385–2012. 2020). Локальные акты образовательных учреждений конкретизируют понятие научного доклада в отношении порядка представления основных результатов научно-квалификационной работы по программам подготовки кадров высшей квалификации. Научный доклад (научно-квалификационная работа) – специально подготовленная рукопись, выполненная на основе результатов научного исследования, соответствующая критериям, установленным для научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание учёной степени, которая выносится на государственную итоговую аттестацию (Положение о порядке подготовки).
В самом общем понимании научно-квалификационная работа рассматривается как научный труд, подтверждающий определённый уровень квалификации и компетенций, соответствующий требованиям стандартов образования. При этом выпускные квалификационные работы [в том числе дипломные работы (проекты), магистерские диссертации] рассматривают как квалификационные работы научно-исследовательской направленности. Государственных стандартов для написания выпускной квалификационной работы нет, это регламентируется локальными актами образовательных учреждений [Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Минобрнауки России от 6 апреля 2021 № 245 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», приказ Минобрнауки России от 29 июня 2015 № 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры» (п. 13)].