Нарративное интервью
Наррати́вное интервью́, вид интервью в социологии, разработанный Ф. Шютце: он позволяет информанту сконструировать нарратив, в котором прослеживается и авторская интерпретация событий, и самопрезентация рассказчика. Задача, которую социолог решает с помощью данного вида интервью, – получить нарратив личного опыта, воспроизводящий структуру реальной биографии рассказчика (в нарративной психологии и подходе «устной истории» нарративное интервью используется для решения других задач).
Принципиальное отличие нарративного интервью от других видов интервью, которые используются в социологическом исследовании, – его трехступенчатая процедура, предложенная Ф. Шютце (см., например: Schütze. 1983):
Свободный нарративный рассказ – следуя собственной логике, информант рассказывает свою историю без вмешательств со стороны интервьюера, т. е. воспроизводит заранее сконструированную версию событий и историю становления себя таким, каким хочет казаться в данный момент.
Нарративное расспрашивание – интервьюер уточняет отдельные детали и не вполне очевидные интерпретации, восстанавливает оборванные нити повествования и «отцензурированные» эпизоды, отталкиваясь от своего гайда.
Сопоставление реконструированной интервьюером биографии и идентичности информанта с его версией своей жизни – чтобы обнаружить используемые рассказчиком метанарративы, принципы выделения субъективно значимых событий из потока жизни и связывания их в единый непротиворечивый биографический сюжет (героецентрическое повествование, хроника событий, «путеводитель» по жизни и др.).
Г. Розенталь разбила нарративное интервью на два этапа – основной биографический рассказ и фаза уточняющих нарративных расспросов, исключив третий этап – предложение рассказчику самостоятельно сформулировать некое обобщение собственной жизни (см., например: Rosenthal. 1993). Сокращение этапов нарративного интервью не отменило его ключевых особенностей (Рождественская. 2012. С. 110): сначала информанту предоставляется возможность изложить собственную версию событий своей жизни (он сам выбирает лексику, жанр, хронологию, логику и др.), и интервьюеру категорически запрещено вмешиваться в свободный рассказ информанта каким-либо образом, кроме эмпатийного выслушивания.
Преимущества нарративного интервью состоят в том, что это гибкая методика интервьюирования, которая хорошо сочетается с другими методиками (включённое наблюдение, полуформализованное биографическое интервью и др.), позволяет информанту максимально подробно и свободно воспроизвести свою жизненную ситуацию при минимальном вмешательстве интервьюера в условиях, которые напоминают непринужденную беседу двух людей, привычную для обыденной жизни.
Жёстких требований к процедуре нарративного интервью, за исключением его трехступенчатой структуры и «самопрезентации» рассказчика при минимальном вмешательстве интервьюера, не было сформулировано, но предлагаемые разными авторами правила проведения нарративного интервью можно суммировать следующим образом (Fraser. 2004. С. 184–185):
до интервью – предварительное знакомство с социально-историческим контекстом жизни информанта;
в ходе интервью – сочетание разных стилей общения (подбор наиболее комфортного для информанта стиля на каждом этапе интервьюирования); отказ от приёмов «вытягивания» информации и проверки искренности информанта; чёткое следование временны́м рамкам интервью, заданным не только целями исследования, но и удобством и запросами информанта; создание дружелюбной и неформальной атмосферы, чтобы обеспечить спокойствие и доверие информанта;
в конце интервью – обсуждение с информантом правильности понимания и интерпретации его высказываний и общей логики повествования; уважительное отношение к форме, стилю и содержанию нарратива, которые выбрал информант.
Помимо характерных для всех видов интервью сложностей («эффект интервьюера», влияние динамики коммуникативной ситуации, сензитивные тематики и пр.), нарративное интервью сталкивается с дополнительной проблемой: в строгом смысле слова (полное соблюдение процедуры) оно доступно не каждому информанту. Наша нарративная компетентность (способность рассказывать связные и убедительные «истории») различается, и не каждый способен в ответ на «нарративный импульс» интервьюера (предложение рассказать о своей жизни, ее отдельном этапе или конкретном событии), без дополнительных уточняющих вопросов, сконструировать последовательный и детальный нарратив. Информанты обладают разными коммуникативными и нарративными способностями, желанием и готовностью рефлексировать и сотрудничать с интервьюером. Поэтому часто интервьюер вынужден отказываться от нарративного интервью и превращать его в биографическое (полуформализованное интервью, состоящее из вопросов об этапах жизни), лейтмотивное (полуформализованное интервью, сфокусированное на отдельном аспекте или этапе биографии) и др. Если информанты не справляются с требованиями нарративного интервью в его классическом трехэтапном формате, в отчете исследователи уточняют, что первоначально ориентировались на нарративное интервью, но были вынуждены перейти на другой вид интервьюирования.