К-3 «Ленинский комсомол»
К-3 «Ле́нинский комсомо́л», первая в СССР (третья в мире) атомная подводная лодка (АПЛ), головной проект 627 «Кит», с которого началось становление отечественного ракетно-ядерного океанского подводного флота. Заложена 24 сентября 1955 г. на заводе № 402 (ныне «Севмаш», в составе Объединённой судостроительной компании). Строилась в обстановке абсолютной секретности, оснащалась ядерной энергетической установкой.
Первая в мире атомная подводная лодка – SSN-571 «Наутилус» (название взято из книги Ж. Верна «Двадцать тысяч лье под водой») заложена в США 14 июня 1952 г. и спущена на воду 21 января 1954 г. Её длина 97 м, ширина 8,2 м, водоизмещение 4092 т, максимальная подводная скорость до 20 узлов; глубина погружения (испытательная) 213 м, вооружение 24 торпеды (6 носовых 533-мм торпедных аппарата), экипаж 101 человек, автономность 50 сут, дальность хода 40 тыс. миль. Ядерная энергетическая установка обеспечивала непрерывность подводного плавания в пределах автономности, что позволило «Наутилусу» пересечь Атлантический океан в подводном положении, совершить трансполярный переход из Тихого океана в Атлантический и впервые пройти Северный полюс подо льдами Арктики (3августа 1958).
Необходимость использования ядерной энергии для судовых двигателей в послевоенный период стала исключительно актуальной задачей и решалась на высшем уровне руководства СССР. 9 сентября 1952 г. принято специальное постановление Правительства СССР № 4096-116 «О проектировании и строительстве объекта 627» по созданию опытной атомной подводной лодки, с окончанием строительства в 1955 г. Определялись параметры объекта: скорость в погружённом состоянии 20–25 узлов, длительность пребывания под водой на полной скорости не менее 30–60 сут, глубина погружения 200–300 м.
К началу 1950-х гг. СССР не имел средств доставки ядерного оружия на территорию главного потенциального противника (США): стратегический бомбардировщик Ту-16 только проходил испытания, межконтинентальных баллистических ракет, тем более морского базирования, ещё не было. «Объект 627» из-за строжайшей секретности вначале проектировался как носитель одной торпеды (Т-15) калибра 1,5 м, длиной более 20 м (почти ¼ общей длины лодки) и весом около 40 т. В 1954 г. к работе над проектом подключились эксперты ВМФ, которые дали отрицательное заключение: по их расчётам, после пуска торпеды лодка приобретала колоссальную положительную плавучесть, большой дифферент на корму и всплывала на поверхность, становясь лёгкой мишенью.
Проект пришлось срочно перерабатывать: лодка получила 8 носовых торпедных аппаратов с 20 торпедами, 6 из которых с ядерным боезапасом по 15 кт. Основной упор конструкторы сделали на обтекаемую форму лодки для достижения большей, чем у американской АПЛ, скорости (на испытаниях лодка даже не на полном ходу развила подводную скорость в 28 узлов).
Из-за переработки проекта сроки сдачи значительно сдвинулись: лодка была заложена 24 сентября 1955 г., спущена на воду в 1957 г., в 1958 г. вошла в состав ВМФ СССР и в 1959 г. начала регулярные плавания подо льдами. Прежде всего экипажу лодки предстояло подтвердить, что она способна на длительные походы подо льдами. Кроме того, предстояло пройти точку Северного полюса в подводном положении и подняться из-подо льда на поверхность. Все задачи были выполнены успешно, и был восстановлен паритет, нарушенный в марте 1959 г., когда первое в мире всплытие на полюсе совершила американская атомная подводная лодка «Скейт».
За создание опытной АПЛ проекта 627 и атомной энергосиловой установки для этой лодки звания Героев Социалистического Труда удостоены министр судостроительной промышленности Б. Е. Бутома, главный конструктор В. М. Перегудов, директор судостроительного предприятия Е. П. Егоров; 22 специалистам ряда предприятий присуждена Ленинская премия. За участие в проведении испытания награждён весь экипаж АПЛ К-3. Впервые со времён Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., в мирное время, звания Героя Советского Союза удостоен командир АПЛ К-3 капитан 1 ранга Л. Г. Осипенко. За поход к Северному полюсу Героями Советского Союза стали командующий первой флотилии подводных лодок Северного флота контр-адмирал А. И. Петелин, Л. М. Жильцов (сменивший Осипенко), командир электромеханической боевой части Р. А. Тимофеев. За время боевой службы 10 членов экипажа стали Героями Советского Союза, 13 были награждены орденом Ленина и 60 – орденом Красной Звезды (см. в статье В Кронштадте открыли экспозицию АПЛ К-3 «Ленинский комсомол»).
Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» оставалась в боевом составе флота почти 30 лет – до октября 1987 г. За 14 тыс. ходовых часов прошла в общей сложности около 129 тыс. миль, почти 6 раз обогнув Землю по экватору.
После списания АПЛ К-3 подлежала утилизации. Благодаря совместной инициативе проекта «Остров фортов», ВМФ России и Объединённой судостроительной корпорации лодку решили сделать центральным экспонатом Музея военно-морской славы в Кронштадте. Создание экспозиции АПЛ К-3 было сложным, поскольку около 70 % внутреннего оснащения было утрачено или пострадало от времени настолько, что не подлежало восстановлению. В 2010 г. главнокомандующим ВМФ РФ адмиралом В. С. Высоцким было принято окончательное решение не утилизировать АПЛ К-3 и сохранить её для истории. Реставрация интерьеров и уцелевшего оборудования, замещение и воссоздание утраченных приборов и деталей внутреннего оснащения, адаптация пространства для перемещения экскурсионных групп шли более 5 месяцев.
Ныне АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» – 107-метровая музеефицированная экспозиция первой советской атомной подводной лодки в крытом помещении Музея военно-морской славы в Кронштадте. Размещена в специально выстроенном павильоне Музейно-выставочного комплекса «Остров фортов». Располагается в столетних зданиях артиллерийских арсеналов, соединённых между собой гигантским стеклянным павильоном. Впервые представлена участникам Международного военного-морского салона 30 июля 2023 г.
Экспозиция АПЛ К-3 отражает главные моменты истории её проектирования и создания – от идеи ядерной установки до навигационных комплексов, испытания которых были одной из важных задач в походах «Ленинского комсомола». В экспозиции представлена объёмная модель разреза ядерного реактора с графическими пояснениями, рассказывающими о ключевых деталях механизма с помощью интегрированных в макет LED-экранов с видеоконтентом; в каждый из 9 отсеков вмонтированы мониторы, монофоны и проекции с интерактивными сценариями, анимациями, наглядно показывающими принципы работы различных приборов и установок. Фотографии, иллюстрации, письма подводников, исторические документы повествуют о подвигах экипажей АПЛ К-3.