Мусульманские достопримечательности Москвы
Мусульма́нские достопримеча́тельности Москвы́, наиболее значимые мечети и другие религиозные сооружения, связанные с исламом, построенные и действующие в Москве.
История мечетей Москвы
С принятием Ордой ислама в качестве государственной религии (с 1320-х гг.) у Московского княжества установился тесный и неизбежный контакт с мусульманской общностью. После того как в годы княжения сыновей московского князя Даниила Александровича – Юрия Даниловича и Ивана I Даниловича Калиты – значимость Москвы среди других русских центров возросла, в городе было образовано постоянное представительство Орды – Ордынское (Татарское) подворье, на котором останавливались ханские посланники, приезжавшие к московским князьям. В разных источниках подворье именуется также Татарским конюшенным двором, Ханским двором, Царёвым Ордынским посольским двором. Подворье располагалось на территории Кремля, на месте Чудова монастыря, основанного митрополитом Киевским Алексием во 2-й половине 14 в. Нельзя исключать, что прямо на территории подворья могла находиться мусульманская молельня, в которой члены посольств, исповедующие ислам, совершали намазы.
Со временем образовались целые районы в Москве и окрестностях, заселённые выходцами из Орды. Самым большим из подобных районов стала Татарская слобода, где, вероятно, появилась первая в истории города полноценная мечеть. Достоверно же о существовании мечети в Татарской слободе известно из дошедшей до наших дней челобитной толмачей и переводчиков на имя Петра I. В этом документе изложена просьба официально утвердить в должности нового муэдзина (в связи со смертью предыдущего в 1711; вероятно, муэдзин также выполнял функции имама мечети).
Эта же мечеть в Татарской слободе упоминается и в Переписной книге Москвы за 1744 г., где, в частности, сообщается о наличии при ней «мечетного сторожа». Располагалась она в квартале Старые Толмачи, на углу Татарской улицы и Старо-Толмачёвского переулка (ныне Большая Татарская улица, дом 20, строение 2), на дворе толмача Посольского приказа и неофициального лидера мусульманской общины Москвы Муртазы Тевкелева. Неизвестно, продолжала ли данная мечеть действовать после того, как Тевкелевы переехали в Петербург.
К 1816 г. относится упоминание в архивных документах о магометанском молитвенном доме, расположенном примерно на том же месте, что и ранее мечеть Тевкелева. Московские мусульмане расценивали этот дом как соборную мечеть, о чём свидетельствует наличие при нём «имама-джами» (имама соборной мечети). В 1819–1821 гг. участок с молельным домом выкупил мурза Х. А. Мангушев (по другим данным, Т. Мангушев) из Нижегородской губернии. Данное владение значится за ним в «Указателе жилищ и зданий» от 1826 г. Соседний участок земли не позднее 1823 г. приобрёл бухарский купец Н. А. Хошалов. После объединения этих двух соседних владений на образовавшемся участке к 1826 г. была возведена мечеть, которая в наши дни известна как Историческая (улица Большая Татарская, дом 28).
К 18 в. относится упоминание о существовании ещё одной мечети в Москве, расположенной неподалёку от первой – в Овчинной слободе (ныне улица Большая Татарская, дом 9), на участке, принадлежавшем князю С. Семенееву. В 1-й половине 1770-х гг. она была снесена во время эпидемии чумы 1770–1772 гг.
Хотя в Москве с 14 в. проживало значительное количество мусульман (в основном татарского происхождения), в течение нескольких сотен лет они не имели общественной мечети и обходились частными помещениями. Первой общественной мечетью российской столицы стала Историческая мечеть. Она оставалась единственной в подобном статусе городской мечетью на протяжении 19 в. К началу 20 в. встал вопрос о строительстве новой мечети. В 1904 г. построена Московская соборная мечеть (Выползов переулок, дом 7), получившая статус соборной в 1937 г. после закрытия Исторической мечети. В советские годы Московская соборная мечеть оставалась единственным мусульманским культовым сооружением, легально действовавшим на территории Центрально-Европейской части СССР.
Современные мечети Москвы
В 1990 г. здание Исторической мечети было возвращено мусульманской общине Москвы. В 1991 г. в мечети был проведён первый с 1937 г. намаз. В 1992–1993 гг. в мечети был осуществлён капитальный ремонт на средства спонсоров из Саудовской Аравии. В 1995–1998 гг. состоялась реконструкция мечети на средства российского мецената Р. Ж. Баязитова. С декабря 2020 г. ведутся работы по восстановлению исторического облика мечети. При Исторической мечети действует медресе и курсы арабского языка.
Московская соборная мечеть отметила в 2004 г. столетие, а в 2005–2015 гг. была полностью перестроена российскими архитекторами с участием турецких подрядчиков. Главным меценатом выступил предприниматель С. А. Керимов. В результате было сооружено современное здание внушительных размеров. На 3-м этаже мечети расположен Музей ислама.
В постсоветское время в Москве было построено несколько новых мечетей.
В 1995–1997 гг. на Поклонной горе в числе объектов мемориального комплекса «Парк Победы» была возведена Московская мемориальная мечеть (улица Минская, дом 2Б), посвящённая памяти воинов-мусульман, погибших в Великой Отечественной войне.
В 1996–1997 гг. в районе Отрадное в числе объектов «Духовно-просветительского комплекса российских традиционных религий в Отрадном» была сооружена мечеть Ярдям (улица Хачатуряна, дом 8, корпус 1). Комплекс построен на берегах небольшой реки Лихоборка и включает культовые постройки таких религий России, как православие (храм Святителя Николая Мирликийского, часовня Святого великомученика и целителя Пантелеимона), ислам (мечеть Ярдям), иудаизм (синагога Даркей Шалом) и буддизм (буддийский комплекс Тубден Шедублинг). Место известно также как «Комплекс мировых религий в Отрадном», иногда именуется Новым Иерусалимом или Московским Иерусалимом. Возведение комплекса было приурочено к 850-летию Москвы. Бо́льшую часть средств для реализации этого проекта составили пожертвования частных лиц и негосударственных организаций, часть средств выделила префектура Северо-Восточного административного округа, в котором расположен район Отрадное. Здание мечети Ярдям сооружено на средства московского бизнесмена татарского происхождения, мецената Р. Ж. Баязитова (род. 1960), активно занимающегося возведением и реставрацией мечетей, а также культовых сооружений иных религий. С 1999 по 2019 гг. под одной крышей с мечетью Ярдям существовала шиитская мечеть Инам, являвшаяся единственной общественной шиитской мечетью в городе. С 2019 г. мечеть Ярдям стала полностью суннитской.
В 1994–1995 гг. на территории резиденции посла Ирана была построена шиитская мечеть Хатам аль-Анбия (улица Воронцовские Пруды, дом 11/4). Несмотря на ограничения в доступе к зданию мечети, благодаря своим внушительным размерам и облику в русле традиционной исламской архитектуры она входит в число мусульманских достопримечательностей Москвы. Посещать мечеть могут главным образом граждане Ирана. Служители мечети также из Ирана, а пятничная проповедь читается на языке фарси. В дни крупных мусульманских праздников в мечеть допускаются верующие-шииты, не имеющие иранского гражданства.
Таким образом, к 2022 г. на территории Москвы действуют 4 большие канонически устроенные общественные мечети: Историческая мечеть, Соборная мечеть, Мемориальная мечеть, мечеть Ярдям, а также одна домовая мечеть – Хатам аль-Анбия.