Musica poetica
Musica poetica (с лат., буквально – творческая музыка), раздел европейской науки о музыке в 16–17 вв.
Выражение musica poetica, наряду с синонимом musica fabricativa (с лат., буквально – музыка сотворённая), использовал Н. Листений в трактате «Rudimenta musicae» («Основы музыки», 1533). Термин musica poetica подразумевал искусство музыкальной композиции и дополнял разделы средневековой музыкальной науки – «теоретическую», или «умозрительную», музыку (лат. musica theorica, musica speculativa), составлявшую часть квадривия, и «практическую музыку» (лат. musica practica) – теорию музыкальной композиции. Вслед за Листением концепцию musica poetica разрабатывали многие теоретики, в частности Г. Фабер («Musica poetica», 1548), Г. Дресслер («Praecepta musicae poeticae», «Наставления в музыкальной поэтике», 1563/1564), З. Кальвизий («МЕΛОПОIIА sive melodiae condendae ratio», «Мелопея, или Наука сложения мелодии», 1592), И. Бурмейстер («Musica poetica», 1606), И. Нуциус («Musices poeticae sive de compositione cantus praeceptiones», «О музыкальной поэтике, или Наставления в сочинении мелодии», 1613), И. Тюрингус («Opusculum bipartitum de primordiis musicis», «Книжечка о началах музыки в двух частях», 1625), К. Бернхард («Tractatus compositionis augmentatus», «Расширенный трактат о композиции», около 1648, по другим данным, около 1567), А. Кирхер («Musurgia universalis», «Универсальная музургия», 1650), В. К. Принц («Historische Beschreibung der edelen Sing- und Kling-Kunst», «Историческое описание благородного искусства вокальной и инструментальной музыки», 1690).
Musica poetica как учение о музыкальной композиции входила в программу обучения латинских лютеранских школ в Германии; в основе дисциплины лежала взаимосвязь музыки и текста. В трудах, посвящённых musica poetica, музыкальное произведение рассматривалось как ораторская речь, цель которой – взволновать, восхитить, привлечь внимание слушателя. Описывая композиторские приёмы, авторы трактатов и учебников широко пользовались терминами античной риторики. Именно в рамках musica poetica в эпоху барокко формировалось учение о музыкально-риторических фигурах (нем. Figurenlehre).