Мультилатерализм
Мультилатерали́зм (англ. multilateral – мультилатеральный, многосторонний), кооперативное взаимодействие трёх и более участников международных отношений (такое широкое определение, в частности, даёт американский политолог Р. Киохейн). Ему противопоставляют унилатерализм – единоличные действия государств, предпринимаемые без учёта позиций других членов мирового сообщества, и билатерализм, подразумевающий эксклюзивные форматы двусторонней координации.
Определение
В узком смысле мультилатерализм связывают с координацией в рамках постоянно действующих международных органов. Такая трактовка предполагает максимально возможную инклюзивность сотрудничества, открытость к участию широкого круга государств и ненаправленность против третьих стран. Мультилатерализм ассоциируется в первую очередь с деятельностью организаций, входящих в систему Организации Объединённых Наций (ООН).
Значительное распространение с 1990-х гг. под влиянием работ американского специалиста в области международных отношений Дж. Рагги получило узкое определение мультилатерализма как взаимодействия трёх и более участников на основе разделяемых ими общих принципов. Такой подход фокусируется на случаях тесного многостороннего сотрудничества, но устанавливает высокий порог доступа для потенциальных участников.
Мультилатерализм как многосторонняя кооперация
Примеры многосторонней кооперации существуют на протяжении всей истории международных отношений. Любая коалиция, в которую входит более двух участников, подпадает под широкое понимание мультилатерализма, что делает количество релевантных случаев неисчисляемым. В том числе в одном из древнейших литературных эпосов – «Илиаде» Гомера – описывалась коллективная борьба ахейских царей против Трои в 12 в. до н. э. – т. е. действия многосторонней коалиции.
Политическое значение мультилатерализма обусловлено аккумулированием ресурсов нескольких государств для достижения общего результата. Увеличение числа участников кооперации должно способствовать повышению совместной выгоды и снижению издержек для каждого из них. В связи с этим наиболее последовательным воплощением мультилатерализма становится сотрудничество всех государств в рамках международной системы. Однако по мере расширения состава участников нарастают трудности координации, снижая выгоды многостороннего взаимодействия. С учётом того, что интересы государств (как и иных политических субъектов) различаются, с возрастанием числа сотрудничающих стран область пересекающихся предпочтений уменьшается. Соответственно им становится сложнее договариваться и действовать вместе.
Ввиду отличия мультилатерализма от диалога в двустороннем формате в самостоятельное направление внешнеполитической деятельности выделяется многосторонняя дипломатия. Она охватывает как регулярное взаимодействие в рамках постоянно действующих органов, так и случаи ad hoc мультилатерализма. Отличительной чертой форматов с широким членством стало задействование процедур принятия решений консенсусом или голосованием для преодоления трудностей согласования документов. Для одобрения консенсусом не требуется полное согласие сторон, а лишь отсутствие принципиальных возражений, что повышает вероятность компромисса. При использовании процедуры голосования в международных организациях могут применяться принципы простого или квалифицированного большинства, государства могут обладать равным или взвешенным числом голосов, принимаемые меры могут становиться обязательными для всех или только для тех, кто их поддержал.
Мультилатерализм как инклюзивное сотрудничество в рамках универсальных организаций
Ассоциирование мультилатерализма с международными органами, в которых государства совместно работают над решением общих проблем, способствовало его признанию в качестве более инклюзивного подхода к мирорегулированию по сравнению с односторонними действиями и частными двусторонними договорённостями. Мультилатерализм увязывается не просто со случаями сотрудничества трёх и более государств, а с международными форумами, максимально открытыми для всех заинтересованных стран (с минимальными барьерами для вхождения). Примерами организаций, предполагающих универсальное членство всех государств мира, в разное время выступали Лига Наций и ООН.
Такой же принцип сотрудничества воплощается на региональном уровне в виде, например, ОБСЕ, СНГ, Африканского союза. Эти объединения принимают в свои члены практически все государства, которые относятся к установленному пространственному ареалу. Аналогичным образом в ряде случаев многосторонние организации объединяют все страны, заинтересованные в отдельной области взаимодействия (Всемирный почтовый союз, Международный союз электросвязи, Международная организация труда).
Критика
Практический опыт «универсализованного мультилатерализма» нередко является объектом острой критики. Американские специалисты в периоды правления администраций Дж. Буша-младшего и Д. Трампа критиковали ООН за бюрократизм, неэффективное расходование средств, длительный и трудный процесс согласования решений. Многие развивающиеся страны обвиняют существующие многосторонние объединения в том, что под формальной инклюзивностью скрывается глубокое неравенство участников. Например, распределение значимых постов в международных секретариатах, а также формальный или неформальный контроль над принятием значимых решений остаются в руках узкой группы ведущих государств.
Представители неправительственных организаций критикуют современный мультилатерализм за то, что он предполагает в первую очередь взаимодействие в рамках межгосударственных объединений. По их мнению, такого рода форматы недостаточно репрезентативны, т. к. круг потенциальных участников ограничивается национальными правительствами. Они призывают заменить привычные международные организации на объединения, обеспечивающие взаимодействие всех заинтересованных игроков, в том числе бизнеса, гражданского общества, экспертного сообщества. Предлагаемое в этой связи понятие multistakholderism, получившее обоснование в статье американских учёных М. Реймонда и Л. Де Нардис (Multistakeholderism: anatomy of an inchoate global institution, 2015), пока не имеет устоявшегося перевода на русский язык.