Умра
У́мра (араб. عمرة – малый хадж), в исламе – малое паломничество, которое можно совершить в любое время года, в отличие от хаджа, который совершается только в месяц зуль-хиджа. Умра представляет собой совокупность религиозных обрядов, совершаемых верующими в мусульманских святынях Мекки. В отличие от хаджа умра содержит в себе меньшее количество ритуальных действий. Обряд включает в себя вхождение в состояние ихрама, обход Каабы (таваф) и ритуальный бег между холмами ас-Сафа и аль-Марва. Для совершения умры предпочтительны месяцы рамадан, раджаб или зуль-хиджа (когда умра совершается совместно с хаджем). Умра, подобно хаджу, может стать обязательной в случае обета, клятвы или обещания и также может быть выполнена через доверенное лицо (вакил). Умра (визит благочестия) бывает двух видов: предварительной перед совершением хаджа и самостоятельной. Предварительная умра перед хаджем обязательна для каждого, кто не живёт в Мекке. Умра обязательна для выполнения жителями Мекки. Умра, выполненная во время месяца рамазан, считается более благочестивой. Как совершение паломничества даёт право на звание «хаджи», так и выполнение умры даёт право на звание «аль-мутамир», но этот титул употребляется сравнительно редко, тогда как первый упоминается всегда в официальных документах.
Обряды умры
Умра начинается с очистительного обряда принятия ихрама, предваряемого омовением (гусль), обрезанием волос и ногтей. Верующие надевают на себя специальное одеяние. Затем проговаривается про себя либо вслух намерение (ният) для совершения умры, читается намаз в два ракаата, и произносится специальная молитва тальбия.
После принятия ихрама паломники 7 раз обходят против часовой стрелки вокруг Каабы (таваф), целуют «чёрный камень» (Хаджар аль-Асвад) или дотрагиваются до него, затем опять совершают ритуальные обходы вокруг Каабы, молятся напротив каменной плиты, на которой, как считается, находится отпечаток ступни Ибрахима, пьют воду из священного источника Замзам, который вывел Джабраил перед младенцем Исмаилом. Вода из колодца считается целебной, и мусульмане часто увозят её на родину. Затем верующие 7 раз пробегают или проходят быстрым шагом между холмами ас-Сафа и аль-Марва (сай), бреют головы (халк) либо отрезают прядь волос (таксир). На этом умра заканчивается.
Если за умрой не следует хадж, то паломник выходит из состояния ихрама. Доисламская умра совершалась в весенний месяц раджаб и являлась сезонным обрядом. Объединение умры и хаджа в 632 г. стало проявлением религиозной политики Мухаммеда, стремившегося исламизировать основные языческие обряды. В исламе совершение самостоятельной умры считается актом личного благочестия и в отличие от хаджа необязательно. Однако у человека, отличавшегося праведной жизнью, но не бывавшего в Мекке, гораздо меньше надежды попасть в рай, чем у обыкновенного грешника, который поцеловал «чёрный камень» или хотя бы дотронулся до него палкой. При совершении семикратного обхода вокруг Каабы паломник должен поцеловать «чёрный камень» и протереть его руками. Если не получается подойти к нему ввиду скопления паломников, можно попытаться дотянуться до него палкой или тростью, после чего поднести к губам. Если и это не получится, то достаточно будет показать на «чёрный камень» правой рукой и поцеловать её.
Если мусульманин при выполнении обхода выходит из положения ритуальной чистоты, он прерывает обход и совершает омовение (тахарат), после чего продолжает совершать таваф. Подобным образом действует и при открытии части тела, которую мусульмане обязаны прикрывать перед другими людьми (аурат). Мусульманин закрывает аурат, поправляет одежду и продолжает выполнение тавафа. Прерывать совершение этого обряда нежелательно (макрух); исключение делается для двух вышеприведённых случаев, а также для отправления молитв – обязательной (фард), желательной (сунна муаккада) и похорон (салят аль-джаназа).
После тавафа паломник переходит к обязательному обряду ритуального бега (сай) между холмами Сафа и Марва. Затем паломник, совершающий умру, сбривает или укорачивает волосы в знак её окончания.