Морозов Александр Александрович
Моро́зов Алекса́ндр Алекса́ндрович [16(29).10.1904, село Бежица, Орловская губерния, ныне Бежицкий административный район Брянска – 14.6.1979, Харьков] – советский инженер-конструктор танков, дважды Герой Социалистического Труда (1943, 1974), генерал-майор инженерно-танковой службы (1945), генерал-майор-инженер (1971), доктор технических наук (1972), заслуженный машиностроитель Украинской ССР (1970). Возглавлял разработку танка Т-34, его модернизированного варианта Т-34-85, а также многих других бронемашин.
Отец, Александр Дмитриевич, работал слесарем на Брянском рельсопрокатном заводе, с 1914 г. на Харьковском паровозостроительном заводе (ХПЗ, ныне Государственное предприятие Завод имени В. А. Малышева). Мать, Екатерина Васильевна, растила четверых детей: Александра, его брата Николая и двух сестёр – Анну и Веру. Александр был старшим сыном в семье. С детства Александр проявлял любовь к сборке различного рода механизмов из подручных материалов, много времени проводил с инструментом в руках.
В 1914 г., незадолго до начала Первой мировой войны 1914–1918 гг., семья Морозовых переехала из родного села в Харьков. На новом месте старший сын окончил 5 классов реального училища.
В 1919 г. принят на работу делопроизводителем в техническую контору ХПЗ, затем работал чертёжником и копировальщиком в конструкторском бюро (КБ) завода, участвуя в создании документации на первый отечественный гусеничный трактор «Коммунар».
В ноябре 1926 г. призван в РККА на срочную службу. В должности авиационного техника-моториста служил в авиационной бригаде в Киевском военном округе. Демобилизован в 1928 г.
В конце 1920-х – начале 1930-х гг. руководство страны стало уделять особое внимание развитию отечественного танкостроения. Военной доктриной РККА подразумевалось массовое использование бронетехники. Конструкторские бюро, в том числе КБ ХПЗ, были ориентированы на разработку современных бронемашин.
После демобилизации Морозов вернулся на ХПЗ (октябрь 1928, в то время – Харьковский паровозостроительный завод имени Коминтерна) и был принят на должность конструктора в танковую конструкторскую группу. Это назначение определило его дальнейший жизненный путь. Параллельно с работой в КБ над созданием первых отечественных средних танков [опытного Т-12 (1929) и серийного Т-24 (1930)] повышал квалификацию на заочном отделении Московского автотракторного института и на вечернем отделении Харьковского машиностроительного техникума (1929–1931).
В ходе проектирования танка Т-24 руководство танкового КБ ХПЗ предполагало, что он станет первым «манёвренным» серийным образцом. Однако, по результатам проведённых сравнительных испытаний Т-24 и разработанного в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) танка ТГ-1, конкурс выиграл ТГ-1. Но и он, несмотря на множество новаторских технических решений, имел свои недостатки: дорогой в производстве, сложный в обслуживании и ремонте. В связи с этим руководство КБ ХПЗ приняло решение (1931) разработать собственную линейку танков сначала на базе чертежей танков, производимых американской фирмой «Кристи». К этому времени Морозов после окончания обучения в вышеназванных институтах был назначен руководителем группы в КБ (1931). В 1931–1934 гг. разработаны лёгкие колёсно-гусеничные танки БТ-2 (1931), БТ-5 (1932), БТ-7 (1935) и БТ-7М (1939). Морозов принимал участие в конструировании для них трансмиссии и ходовой части.
В мае 1934 г. Морозов прошёл обучение на курсах командиров танков. Это дало возможность ему, молодому инженеру, оценивать свои разработки с точки зрения членов экипажа танка и мастеров-ремонтников. В 1936–1938 гг. руководил сектором КБ по новому проектированию.
В 1937 г. руководство ХПЗ и заводского КБ было репрессировано за недостатки в конструкции БТ-7. Главным конструктором был назначен М. И. Кошкин. После кадровых перемен главной задачей КБ ХПЗ стали дальнейшие улучшения конструкции и модернизация танка БТ-7.
В это непростое время Кошкин, проанализировав ошибки и оценив возможности коллективов КБ и ХПЗ, убедил И. В. Сталина в необходимости начать разработку нового танка, обладающего полностью гусеничным движителем, но не уступающим при этом в скорости и маневренности машинам с колёсно-гусеничным движителем. Морозов, будучи заместителем начальника КБ (1938), затем начальником КБ и заместителем главного конструктора, участвовал в конструировании двух опытных образцов – прототипов нового танка – А-20 и А-32. В ходе устранения замечаний и улучшения параметров опытных образцов был сформирован технический облик будущего танка Т-34. Морозов в качестве технического руководителя проекта под руководством Кошкина и Н. А. Кучеренко, принял активное участие в доработке конструкторской документации и освоении производства танка Т-34 (принят на вооружение РККА в декабре 1939).
После смерти Кошкина в 1940 г. Морозова назначили главным конструктором КБ ХПЗ. Под его началом новый танк Т-34 был внедрён ударными темпами в серийное производство.
В октябре 1941 г. ХПЗ был эвакуирован в г. Нижний Тагил Свердловской области. На новом месте Морозов – главный конструктор КБ Уральского завода № 183 имени Коминтерна (с 1945 – Уральский вагоностроительный завод имени И. В. Сталина, ныне производственное объединение «Уралвагонзавод») руководил организацией массового производства танка Т-34 и работами по его совершенствованию и глубокой модернизации. Результатом его труда к 1944 г. стал танк Т-34-85, оборудованный более защищённой башней, улучшенным расположением экипажа и, главное, более мощной, чем у предыдущих модификаций, 85-мм пушкой ЗИС-С-53. Этот танк также был запущен в серийное производство. По основным показателям танк Т-34-85 признан лучшим средним танком Второй мировой войны 1939–1945 гг. Одновременно с запуском в серию танка Т-34-85 Морозов начал работу над новыми проектами. Так, в 1944 г. началась разработка боевой машины – объекта 137, и в 1946 г. он был принят на вооружение под наименованием «танк Т-54». В 1947 г. начато его серийное производство.
В 1951 г. Морозов вернулся в Харьков на должность главного конструктора завода имени В. А. Малышева (в 1966–1976 одновременно был директором завода) и начал разработку концептуально новой машины – танка Т-64 (объект 432), который серийно производился с 1963 г. и был принят на вооружение Советской Армии в 1966 г. С созданием следующего, нового по сути, танка Т-64А (1966) в военный обиход введено понятие «основной боевой танк» вместо принятых ранее терминов «средний танк» и «тяжёлый танк».
С июня 1976 г. работал консультантом Харьковского КБ машиностроения и входил в состав Научно-технического совета Министерства оборонной промышленности СССР.
Лауреат 2 Сталинских премий 1-й степени за 1941 г. (1942) и за 1943–1944 гг. (1946), Сталинской премии 2-й степени за 1947 г. (1948) и Ленинской премии (1967).
Награждён 3 орденами Ленина (1942, 1943, 1974), орденом Октябрьской Революции (1971), орденом Кутузова 1-й степени (1945), орденом Суворова 2-й степени (1945), 3 орденами Трудового Красного Знамени (1941, 1954, 1964), орденом Красной Звезды (1944), медалями.
До конца жизни Морозов жил в Харькове. Похоронен на кладбище № 2 Харькова. Бронзовые бюсты Морозова установлены в Брянске и Харькове. В Харькове установлена мемориальная доска на доме, в котором он жил.