Многоступенчатая турбина
Многоступе́нчатая турби́на, паровая или газовая турбина, в которой расширение пара или газа от начального до конечного давления и преобразование его тепловой энергии в механическую работу происходит в ряде последовательно расположенных ступеней. Каждая ступень представляет собой элементарную турбину и состоит из неподвижного соплового аппарата, где ускоряется поток рабочего тела (пара или газа), и подвижных рабочих лопаток, на которых кинетическая энергия потока преобразуется в механическую работу на вращающемся роторе. В каждой ступени используется только часть располагаемого потенциала (теплоперепада) расширяющегося потока рабочего тела (суммарный теплоперепад крупных паровых турбин составляет 1000–1600 кДж/кг), поэтому скорости пара или газа в ступени умеренные. Для сравнения: скорость вращения лопаток многоступенчатой паровой турбины составляет 240–400 м/с, для одноступенчатой конструкции (при сохранении той же мощности турбины) скорость вращения должна была бы составлять 1000 м/с, что значительно затруднило бы обеспечение прочности лопаток и конструкцию соединения ротора с приводимыми машинами. Уменьшение теплоперепада в отдельных ступенях позволяет получать в многоступенчатой турбине оптимальное соотношение скорости потока рабочего тела и кпд турбины.
Число ступеней при проектировании многоступенчатой турбины выбирают с учётом заданных параметров рабочего тела (для газовых турбин число ступеней не превышает 4, для паровых – 30), кпд и габаритных размеров турбины. С увеличением числа ступеней улучшается экономичность, т. к. тепловые потери предыдущей ступени используются в последующей, но растут размеры, стоимость и усложняется конструкция турбины. При небольшом (до 10–15) числе ступеней их размещают в 1 корпусе (цилиндре), при большем (до 30) – в 2 или 3 корпусах. В многоступенчатых конденсационных турбинах предусматривают отбор пара для регенеративного подогрева конденсата и питательной воды. Многоступенчатые турбины применяют на всех ТЭС и АЭС, в качестве главных судовых двигателей, в турбовинтовых и турбореактивных двигателях летательных аппаратов и др.