Минские соглашения
Ми́нские соглаше́ния, соглашения, подписанные в 2014–2015 гг. представителями Украины, России, ОБСЕ (трёхсторонняя контактная группа), а также Донецкой Народной Республики (ДНР) и Луганской Народной Республики (ЛНР), с целью урегулировать кризис на востоке Украины.
Смена власти на Украине после государственного переворота в 2014 г. и последовавшие за этим действия официального Киева (в том числе отмена Верховной радой закона «Об основах государственной языковой политики», принятого в 2012) вызвали протест на юге и востоке Украины, который подавлялся силами полиции и спецслужб при активном участии националистических организаций и граждан, сочувствовавших новым украинским властям. В условиях нарастающего противостояния в Донецкой и Луганской областях в начале апреля 2014 г. было провозглашено образование ДНР и ЛНР, заявивших о своей государственной самостоятельности. 13 апреля новые киевские власти приняли решение о начале антитеррористической операции с использованием армии, тяжёлой техники, артиллерии и авиации.
С целью прекращения вооружённого конфликта представители Украины (Л. Д. Кучма), России (М. Ю. Зурабов), ОБСЕ (Х. Тальявини), ДНР (А. В. Захарченко) и ЛНР (И. В. Плотницкий) 5 сентября 2014 г. (Минск) подписали Минский протокол (Минск-1; «Протокол по итогам консультаций Трёхсторонней контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию Мирного плана президента Украины П. А. Порошенко и инициатив президента России В. В. Путина»). Документ включал 12 пунктов, которые содержали достаточно обширные требования: освобождение заложников, принятие необходимых мер по улучшению гуманитарной ситуации в Донбассе; мониторинг и верификация со стороны ОБСЕ режима неприменения оружия, принятие закона об особом статусе ряда районов Донбасса, экономическое возрождение региона, гарантию личной безопасности участников конфликта.
19 сентября 2014 г. для реализации Минского протокола Трёхсторонней контактной группой был подписан «Меморандум об исполнении положений Протокола по итогам консультаций Трёхсторонней контактной группы относительно шагов, направленных на имплементацию Мирного плана президента Украины П. Порошенко и инициатив президента России В. Путина» с целью закрепить договорённости о двухстороннем прекращении применения оружия. Обе стороны конфликта давали обязательство по отводу тяжёлой техники на расстояние не менее 15 км от населённых пунктов, артиллерийских систем на расстояние максимальной дальности ведения огня. Были введены запреты на полёты иностранной авиации и украинской боевой авиации над «зоной безопасности».
Принятые договорённости, однако, не привели к прекращению боевых действий. На саммите в Минске 11 февраля 2015 г. руководители России, Франции, Германии и Украины (т. н. нормандская четвёрка) разработали и согласовали Комплекс мер по выполнению Минских соглашений (Второе минское соглашение, Минск-2), который был подписан 12 февраля 2015 г. представителями Украины (Л. Д. Кучма), России (М. Ю. Зурабов), ОБСЕ (Х. Тальявини), ДНР (А. В. Захарченко) и ЛНР (И. В. Плотницкий) и одобрен резолюцией Совета Безопасности ООН 17 февраля 2015 г. Соглашение предусматривало полное и незамедлительное «прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение» с полночи 15 февраля 2015 г. (киевское время), перебазирование тяжёлого вооружения на равные расстояния обеими сторонами для создания «зоны безопасности», конституционную реформу на Украине, обмен заложниками, соблюдение законных прав населения Донбасса, решение пограничных вопросов по согласованию с ДНР и ЛНР. Наряду с этим было принято решение о мониторинге со стороны ОБСЕ соблюдения воюющими сторонами режима прекращения огня и контроле за отводом тяжёлого вооружения от границ с использованием радиолокационных и технических систем.
После подписания Минска-2 украинские власти фактически отказались от его исполнения (предусматривались следующие действия: принятие и закрепление в Конституции Украины положения об особом статусе Луганской и Донецкой областей, проведение на их территории транспарентных и свободных выборов, объявление амнистии участникам боевых действий со стороны ДНР и ЛНР). Украинская сторона обвинила Россию во вмешательстве во внутренние дела страны и настаивала на проведении на территории ДНР и ЛНР демократических выборов при условии их возвращения в состав Украины. Позиции Украины поддерживались США и ЕС, которые ввели в 2014 г. и ежегодно наращивают антироссийские санкции практически во всех сферах экономической жизни и деловой активности, пропагандируют русофобию. США проигнорировали предложения РФ, переданные 15 декабря 2021 г. и содержащие в том числе отказ НАТО от военных действий на территории Украины.
В начале 2022 г., в условиях обострения положения на линии боевого соприкосновения сил ДНР, ЛНР и украинских войск, 21 февраля 2022 г. гла́вы ЛНР и ДНР обратились к В. В. Путину с просьбой признать независимость республик. В тот же день Путин в телеобращении к гражданам страны заявил о признании суверенитета ЛНР и ДНР, 24 февраля 2022 г. в ответ на просьбу руководства ЛНР и ДНР о помощи Россия начала Специальную военную операцию на Украине.
После признания Российской Федерацией независимости республик Донбасса президент России В. В. Путин заявил: «Мы были заинтересованы в реализации Минских соглашений, они были результатом компромисса. Всё было сведено к нулю, поэтому минские договоренности были убиты ещё задолго до вчерашнего признания республик. Минских соглашений больше не существует» (цит. по: Владимир Путин заявил о прекращении действия Минских соглашений // Парламентская газета). В декабре 2022 г. бывший канцлер Германии А. Меркель в интервью газете Die Zeit назвала Минские соглашения «попыткой дать время» Киеву. По мнению экс-канцлера, в те годы Россия «могла легко захватить» Украину, а страны НАТО вряд ли оказывали бы ей такую поддержку, как сейчас. «[Украина] также использовала это время, чтобы стать сильнее, как вы можете видеть сегодня» (цит. по: Олланд заявил, что минские соглашения позволили укрепить ВСУ // РБК).