Минимуг
Миниму́г (англ. Minimoog), клавишный электромузыкальный инструмент; один из самых востребованных одноголосных синтезаторов. Создан в конце 1960-х гг. инженерами компании Р. Муга во главе с Биллом Хемсатом (Hemsath) в качестве компактной альтернативы «синтезатору Муга».
Аналоговый «синтезатор Муга» («большой муг»), разработанный американским инженером Р. Мугом и выпускавшийся в его компании с 1965 г., представлял собой громоздкое и дорогостоящее устройство с 5-октавной клавиатурой. Помимо того, что он требовал от музыканта ясного понимания физики звука, настройка многочисленных фильтров, конструктивно выполненных как отдельные узлы («модули»), делала почти невозможной игру на нём в реальном времени. Эти обстоятельства обусловили весьма ограниченное применение оригинального синтезатора: его покупали богатые американские университеты для своих акустических лабораторий и крупные фирмы грамзаписи преимущественно для студийной записи саундтреков. Лишь очень немногие обеспеченные музыканты использовали его в своей практике; это, например, К. Эмерсон (в составе рок-группы Emerson, Lake & Palmer) и The Beatles (мелодический и шумовой инструмент в альбоме «Abbey Road»).
В конце 1960-х гг. разработана компактная версия «большого муга» с клавиатурой в 3,5 октавы и минимальным количеством фильтров звуковой обработки. В 1970 г. новый синтезатор был запущен в массовое производство под названием Minimoog и стал успешным коммерческим проектом (до 1981 продано свыше 12 тыс. экз.). Несмотря на то что минимуг был строго одноголосным, он приобрёл огромную популярность у профессиональных музыкантов разных стран благодаря специфическому тембру (3 генератора производили слегка не совпадающие по высоте звуки унисона «с разливом», подобно хору струн, например, в среднем и высоком регистрах фортепиано), удобству управления и не в последнюю очередь – лёгкости транспортировки.
Для звучания инструмента особенно характерны плавный переход от звука к звуку (глиссандо) и эффект небольших отклонений от фиксированной высоты по ходу сольных импровизаций – т. н. pitch bend. Включение и отключение режима глиссандирования осуществлялось одним тумблером Glide, изменение высоты легко регулировалось специальным колесом слева от клавиатуры. В России под «мугом» (без уточнений) с конца 1970-х гг., как правило, подразумевают именно минимуг с описанной спецификой тембра и эффектов, хотя на практике существовали и другие разновидности модельной линейки.
В 1975–1979 гг. компания Муга выпускала ещё более компактную модель Micromoog (один генератор, клавиатура диапазоном в 2,5 октавы), но коммерческого успеха микромуг не имел. В 1975–1980 гг. та же компания производила многоголосную (максимум 5 звуков одновременно) версию «муга» под названием Polymoog, но большого успеха она также не имела. Полимуг изредка использовали рок-музыканты, например Тони Бэнкс (в группе Genesis) и Майк Олдфилд (в альбоме «QE2», 1980).
В 1981 г. производство минимуга было прекращено, а компания отдана в чужие руки. В 2002 г. Р. Муг вернул себе бренд и стал выпускать обновлённую версию инструмента Minimoog Voyager (всего продано более 14 тыс. экз.), но его компания не смогла выдержать конкуренции с наводнившими рынок цифровыми и притом многоголосными, преимущественно японскими, синтезаторами, и в 2017 г. производство Minimoog Voyager было прекращено из-за нерентабельности.
В 1970–1980-е гг. минимуг широко использовали джазмены, развивавшие направление фьюжн (Чик Кориа, Херби Хэнкок, Дж. Дюк, Ян Хаммер), рок-музыканты (К. Эмерсон, Рик Уэйкман, Р. Райт, Ч. Немен), представители неакадемической электронной музыки (Kraftwerk, Tangerine Dream, К. Шульце, Томита Исао). Привычным стало звучание «муга» и в западной поп-музыке, в том числе в соул, диско и фанке (Стиви Уандер в альбоме «Songs in the key of life», Дж. Мородер, трек «Flashlight» группы Parliament), вплоть до песен ABBA («SOS»), Bee Gees («Sweet song of summer») и П. Маккартни («Band on the run»).
В России одним из первых минимуг использовал А. С. Зацепин для создания «фантастической» атмосферы в саундтреках фильма «31 июня» (1978; режиссёр Л. А. Квинихидзе) и полнометражного мультфильма «Тайна третьей планеты» (1981; режиссёр Р. А. Качанов).