Минь (историческая область)
Минь (閩, пиньинь Mǐn), историческая область на юго-востоке современного Китая (в основном провинция Фуцзянь). Коренное население – носители миньских языков. Своеобразие местной культуры прослеживается со среднего и позднего неолита: археологические культуры Кэцютоу (около 4000–3500 до н. э.), Таньшишань (около 3200–2000 до н. э.), имевшие устойчивые контакты (в основном испытывали влияния) с зоной культур Нижней Янцзы, сохранявшиеся и позднее (см. статью Китай. История. Древнейшие археологические культуры на территории Китая). В бронзовом веке в северной части Минь выделяют культуры Хуангуашань (около 2000–1500 до н. э.) и Хуантулунь (1500–1000 до н. э.), в рамках которых сложились предпосылки становления государства. Во 2-й половине 1-го тыс. до н. э. земли Минь входили в состав государства Юэ. После его разгрома государством Чу (около 333 до н. э.) северная часть территории Минь вошла в государство Донгвьет (кит. 東嶽, Дунъюэ, Восточное Юэ), а на большей части Минь образовалось государство Манвьет (кит. 閩越, Миньюэ, Миньское Юэ). В 221 г. до н. э. Манвьет (или его значительная часть) был включён в состав империи Цинь как округ Миньчжун, но восстановлен в ходе антициньского движения, начавшегося в 209 г. до н. э., и в 202 г. до н. э. признан императором Гао-цзу (Лю Баном), которого Манвьет поддерживал в борьбе за престол. В 111 г. до н. э. территория Минь вошла в состав империи Хань и оставалась в составе ряда китайских империй на протяжении Средних веков и Нового времени, в периоды дезинтеграции этих империй Минь входила в состав различных южнокитайских государств (государства У в период Троецарствия и т. п.). Важное значение Минь в экономической жизни Китая было связано с находившимися здесь портами международной торговли (Фучжоу, Цюаньчжоу, Сямынь), через которые пролегал морской шёлковый путь из Китая в Южную Индию и на Аравийский полуостров, другие средневековые торговые коммуникации. Несмотря на включённость в политическую и экономическую структуру Китая, в Минь сохранились местные традиции и сельскохозяйственный уклад, близкие тем, что распространены в Юго-Восточной Азии. Этому способствовало то, что многие растения и животные более северных территорий для разведения в Минь не пригодны. В языке своеобразие истории и культуры Минь отражено в том, что на местную основу (вьетские языки, относящиеся к австроазиатским языкам) оказал существенное влияние китайский язык (относящийся к сино-тибетским языкам), на котором говорили присланные в Минь чиновники. В результате сложились особые группы диалектов миньских языков. Схожие процессы прослеживаются и в других регионах Китая, где коренным населением не являются хуася, а также на ряде территорий других государств, входивших в состав китайских империй и испытавших сильное китайское влияние (Северный Вьетнам, Корея и др.).