Мильтиад (апологет)
Мильтиа́д (греч. Μιλτιάδης) (2 в.), церковный писатель, один из раннехристианских апологетов. Сохранившиеся до настоящего времени сведения о Мильтиаде крайне фрагментарны и почти полностью касаются его литературной деятельности. Точное время и место рождения апологета неизвестны. Возможно, родился в Малой Азии. Первое упоминание о нем встречается в трактате Тертуллиана «Против валентиниан». В нем Мильтиад отнесён наряду с Иустином Философом и Иринеем Лионским к числу авторов, которые опровергали в своих трудах ложные учения ересиархов. Именование Мильтиада «церковным ритором» (лат. ecclesiarum sophista) может свидетельствовать о том, что он, подобно Иустину и его ученику Татиану Сирийцу, досконально изучил курс риторики или философии. В литературе указывается, что Мильтиад также мог быть учеником Иустина. Из сообщения, содержащегося в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, следует факт полемики Мильтиада со сторонниками монтанизма. Об апологете говорится и в анонимном труде «Против ереси Артемона», его авторство обычно приписывается Ипполиту Римскому или Оригену. Упомянутый в заглавии сочинения Артемон являлся приверженцем динамизма, т. е. адопцианской версии монархианства, в рамках которой земной Иисус рассматривался как «простой человек» (греч. ψιλὸς ἄνθρωπος), соединившийся во время крещения в Иордане с Божественным Духом – Христом; со 2-й половины 3 в. вокруг указанного именования начались споры, связанные с деятельностью представителя антиохийской школы епископа Павла Самосатского (ум. в 275), на что указывает и Евсевий. В фрагменте, приводимом историком, претензии адопциан на древность их учения, якобы исповедовавшегося изначально в Римской церкви вплоть до рубежа 2–3 вв., опровергаются ссылками на сочинения Иустина Философа, Мильтиада, Татиана, Климента Александрийского, Мелитона Сардийского и «многих других», в чьих сочинениях Христос признается Богом и человеком. Таким образом, христология Мильтиада, равно как и учение о Троице, носила православный характер, однако какие-либо подробности его богословских взглядов неизвестны.
Список сочинений Мильтиада реконструируется на основании свидетельств Тертуллиана, Евсевия Кесарийского, а также Иеронима Блаженного и включает: 1) трактат/трактаты, направленные против сторонников гностицизма в духе школы Валентина; 2) антимонтанистское сочинение «О том, что пророк не должен говорить в исступлении» (греч. «ἐν ἐκστάσει λαλεῖν»); 3) «Против эллинов», в 2 книгах; 4) «Против иудеев», в 2 книгах; 5) «Апологию христианской (греч. κατὰ Χριστιανοὺς) философии», адресованную «мирским правителям» (греч. πρὸς τοὺς κοσμικοὺς ἄρχοντας). Адресатами «Апологии» были император Марк Аврелий и его соправитель Луций Вер (161–169). Вероятно, речь идет не о точных названиях книг, а об условных обозначениях, отражающих их основное содержание. Произведения Мильтиада полностью утрачены.