Микаэлис Карин
Микаэ́лис Ка́рин (Karin Michaëlis; урождённая Катарина Мария Бек-Брёндум, Katharina Marie Bech-Brøndum) (20.3.1872, Раннерс – 11.1.1950, Копенгаген; похоронена на о. Турё), датская писательница, журналистка.
Дочь телеграфиста и плетельщицы венков. В 1895 г. переехала в Копенгаген, училась игре на фортепиано у В. Бендикса. В том же году вышла замуж за датского писателя Софуса Микаэлиса (1865–1932), с которым и после развода (1911) поддерживала дружеские отношения. С 1907 г. жила на о. Турё (Дания), ставшем для К. Микаэлис второй малой родиной (в 1911–1939 проживала там постоянно). В 1912–1930 гг. жена американского дипломата норвежского происхождения Чарлза Эмиля Стангеланда (1881–1942; разошлись в 1917).
Во время Первой мировой войны 1914–1918 гг. Микаэлис сохраняла политический нейтралитет, при этом участвовала в благотворительной работе в Австрии, где жили её друзья. C середины 1920-х гг. в качестве автора активно сотрудничала как с датской прессой (в частности, с газетой Politiken), так и с иностранной. В статьях критиковала нарастающие тенденции нацизма, высказывалась против войны, политических преследований, угнетения женщин.
Много путешествовала по странам Европы, неоднократно ездила к сёстрам в США. В 1934 г. совершила ознакомительную поездку по СССР.
В 1930-х гг. на своей вилле на Турё предоставляла кров беженцам из нацистской Германии (в их числе Б. Брехт и Е. Вайгель). В 1937 г., во время Гражданской войны в Испании, участвовала во Втором международном конгрессе писателей в защиту культуры в Париже, выступала с поддержкой испанского правительства.
Во время Второй мировой войны 1939–1945 гг. в статьях и докладах призывала к эвакуации европейских евреев. В 1939–1946 гг. проживала в США, опасаясь преследований со стороны нацистов, затем вернулась в Данию. Последние годы жизни провела в Копенгагене.
Дебютная книга Микаэлис – сборник из четырёх новелл «Благородная игра» [«Højt spil», 1898; издан под псевдонимом Эдмонд Ральф (Edmond Ralph)] – поднимает вопросы воспитания и положения женщин в патриархальном обществе. Темам взросления и отношений детей и взрослых посвящён роман «Дитя» («Barnet», 1902; в русском переводе 1909 – «Девочка»), принёсший писательнице первую известность. В основе сюжета – переживания тяжелобольной девочки-подростка, вызванные разрушением брака родителей.
Большую известность снискал роман «Опасный возраст» («Den farlige alder», 1910; русский перевод 1910; экранизирован А. Бломом в 1911, О. Иллешом в 1927), в котором переосмыслена традиционная модель поведения замужней женщины. Главная героиня – 42-летняя датчанка Эльзи Линднер – бросает супруга и поселяется на уединённой вилле на острове в надежде начать там новую жизнь. В своих дневниках и письмах к подругам она откровенно рассуждает о женской судьбе, ограниченной общественными предрассудками, мечтает стать независимой и счастливой в компании молодого любовника.
Женской сексуальности посвящены и другие романы Микаэлис: «Пустяшные скорби» («Kyllingesorger», 1907; в русском переводе 1911 – «Роман маленькой женщины») – о страсти замужней героини к жениху своей дочери; «Семейство Ворм» («Familien Worm», 1933, немецкое издание 1928) – о психических и физиологических изменениях женщины среднего возраста; «Юстина» («Justine», 1931) – о влечении между матерью и сыном. Тема женского мазохизма затронута в психологических романах «Мировой судья» («Birkedommeren», 1901), «Монах идёт на луг» («Munken gaar i enge», 1905), «Выше всякого понимания» («Over al forstand», 1907), новеллах, вошедших в сборник «Нищие духом» («Fattige i aanden», 1901), и в других произведениях.
Важное место в литературном наследии Микаэлис занимает цикл из пяти романов «Все стороны древа» («Træet paa godt og ondt»): «Девушка с осколками» («Pigen med glasskaarene», 1924), «Маленькая лгунья» («Lille løgnerske», 1925), «Тайна» («Hemmeligheden», 1926), «…От греха, печали и напасти» («…Synd og sorg og fare», 1928) и «Последствия» («Følgerne», 1930). В основе пенталогии – история личностного и творческого становления девушки Гунхильд Грот из ютландского городка в 1890–1900-х гг. В образе главной героини отразились черты самой Микаэлис и окружающей её среды. Так, Гунхильд, как и писательница, страдает косоглазием, издаёт романы и несчастлива в браке; отец девушки – служащий, а её мать плетёт венки.
Автобиографичность свойственна и другим произведениям Микаэлис. Например, в романе «Мать» («Mor», 1935; в русском переводе 1938 – «Нильсина-мать») представлен литературный портрет её матери. В цикле воспоминаний в трёх томах «Удивительный мир» («Vidunderlige verden», 1948–1950) переосмыслен жизненный и творческий путь писательницы.
Автор детских книг о приключениях озорной и независимой девочки-подростка Биби, дочери начальника железнодорожной станции, которая много путешествует и исследует мир: «Биби. Жизнь маленькой девочки» («Bibi. En lille piges liv», 1929, американское издание 1927, немецкое издание 1929), «Большое путешествие Биби» («Bibis store rejse», 1930, немецкое издание 1930), «Биби и Оле» («Bibi og Ole», 1931, немецкое издание 1931), «Биби и заговорщики» («Bibi og de sammensvorne», 1932, немецкое издание 1932), «Каникулы Биби» («Bibi på ferie», 1935, немецкое издание 1935), «Биби в деревне» («Bibi bliver landmand», немецкое издание 1938), «Биби и Вальборг» («Bibi og Valborg», 1939, немецкое издание 1938). Биби послужила прототипом заглавной героини повести А. Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок» (1945).
Среди других сочинений: романы «Зелёный остров» («Den grønne Ø», 1937, немецкое издание 1933), «Мамочка» («Lillemor», 1902, русский перевод 1903), «Девочка с пальчик» («Tommelise», 1906), «Принцессочка» («Betty Rosa», 1908), «Эльзи Линднер» («Elsie Lindtner», 1912, немецкое издание 1911), «Метта Трап» («Mette Trap og hendes Unger», 1922, русский перевод 1925), «Семь сестёр» («Syv Søstre sad», 1923, русский перевод 1927), «Девушка, которая улыбалась» («Pigen, der smilede», 1929); трактат по педагогике «Школа радости» («Glædens Skole», 1914, русский перевод 1914), сочетающий прогрессивные и консервативные методы воспитания девочек.
Проза Микаэлис, выдержанная в целом в традициях натурализма, отличается повышенным вниманием к внутреннему миру и переживаниям героинь. Нередко в романах писательница использовала дневниковую или эпистолярную форму, придающую повествованию эффект документальности.
Награждена медалью Свободы короля Кристиана Х (1946) за вклад в движение Сопротивления в годы 2-й мировой войны.
Почётный гражданин о. Турё (1946).
С 2010–2019 гг. в Дании ежегодно вручалась премия Карин Микаэлис (Karin Michaëlis pris), финансируемая фондом Spar Nord. Она присуждалась «ныне живущему писателю, актёру, певцу или рэперу, связанному с г. Раннерс… за словесное (новое или старое) произведение».