Миддлтон Джон
Ми́ддлтон Джон, Джон Фрэнсис Марчмент Миддлтон (John Francis Marchment Middleton) (22.5.1921, Лондон – 27.2.2009, Нью-Хейвен, штат Коннектикут), британский социальный антрополог, африканист, специалист по сегментарным обществам и цивилизации суахили. Лауреат премии Ассоциации африканских исследований (2007).
Окончил (1941) со степенью бакалавра Лондонский университет по специальности «английская литература». Во время Второй мировой войны, пройдя обучение на переводчика-суахилиста, служил в британской армии в Восточной Африке. Изучал антропологию в Лондонском и Эксетерском (Оксфорд) колледжах. Под руководством Э. Эванса-Причарда защитил (1953) диссертацию (Ph. D.) по антропологии в Оксфордском университете, впоследствии доработанную и опубликованную под заголовком «Религия лугбара» (1960). В основу работы легли полевые исследования, проводившиеся в течение 27 месяцев с перерывами в 1949–1953 гг. среди лугбара (из группы народов мору-мади) – земледельцев, населяющих плато на границе Уганды и Конго (ДРК).
Ранние исследования Дж. Миддлтона были посвящены изучению акефальных, сегментарных обществ (в частности, кикуйю и камба). Этот интерес проявился уже в бакалаврской работе, позже опубликованной под заголовком «Кикуйю и камба Кении. Научное исследование Мау-Мау» (1953). Посвящённая исключительно этнографическим вопросам, она не имела отношения к национально-освободительному движению Мау-Мау. Другим ярким примером стал коллективный труд «Племена без правителей» (1958), соредактором которого он выступил. Теоретически труд был задуман как продолжение классической работы «Африканские политические системы», вышедшей в 1940 г. под редакцией М. Фортеса и Э. Эванса-Причарда. Структурное направление английской антропологии, с его особым акцентом на роль линиджа, оказало существенное влияние на все основные работы Миддлтона, посвящённые как религии, культуре, истории, так и земельным отношениям. Данное направление прослеживается и в длинном ряде учебных пособий и другой вспомогательной литературы, изданной Миддлтоном. Начало этому списку положили учебное пособие «Лугбара Уганды» (1965) и библиографическое исследование «Влияние экономического развития на традиционные политические системы в Африке южнее Сахары» (1966).
Дж. Миддлтон преподавал антропологию во многих университетах Африки, Европы и США, но в целом в его карьере выделяются американский и британский периоды деятельности. После преподавания в Лондонском университете (1953–1963), с перерывом на работу в Университете Кейптауна в Южной Африке (1954–1956), он был приглашён в качестве профессора в Северо-Западный (Эванстон, штат Иллинойс, 1963–1966), а затем Нью-Йоркский (1966–1972) университеты, где ему было поручено организовать новый факультет антропологии. В 1972 г. он вернулся в Лондонский университет и стал профессором в Школе восточных и африканских исследований (1972–1981). В этот период он дважды занимал пост директора Международного африканского института (1973–1974; 1980–1981) и был главным редактором престижного журнала Africa (1972–1979). Но в 1981 г. учёный вновь был вынужден покинуть Великобританию из-за резкого сокращения финансирования гуманитарных наук правительством М. Тэтчер, чтобы занять позицию в Йельском университете, почётным профессором которого он оставался до своей смерти. Он также был приглашённым профессором в университетах штатов Виргиния и Орегон, Лагоса (Нигерия) и Занзибара.
Восточная Африка была основной сферой интересов Дж. Миддлтона, хотя он провёл несколько пилотных исследований в Нигерии (1963–1964; в рамках проекта исследования африканской урбанизации под руководством П. Бьюкенена), а также оказал поддержку своей жене – антропологу Мишель Гилберт во время её полевых сезонов 1976 и 1977 гг. в Гане. Его основные исследовательские труды: начиная с работ «Землевладение на Занзибаре» (1961) и «Занзибар: его история и политика» (1965), были посвящены арабам и суахили Танзании и Кении. Неоднократные полевые исследования, начатые в 1958 г. на Занзибаре и завершённые в Кении в 1986–1991 гг., дополненные кропотливой проработкой обширного свода антропологической и исторической литературы, дали учёному возможность создать в ряде монографий описание целостного цивилизационного феномена. Первой из них была сугубо антропологическая работа «Мир суахили. Африканская торговая цивилизация» (1992), второй – книга «Суахили: социальный ландшафт торгового общества» (2000), написанная совместно с археологом Марком Хортоном. Завершила этот цикл небольшая дискуссионная монография «Африканские негоцианты Индийского Океана: суахили восточноафриканского побережья» (2004).
В этих работах Миддлтон в целом продолжал следовать ортодоксальной парадигме линиджа, однако её эвристический потенциал явно был недостаточен для объяснения его собственных полевых наблюдений. Во-первых, он пересмотрел определение М. Фортесом понятия корпоративных групп как не зависящих от прав на собственность на прямо противоположное. Во-вторых, указал: «Эти группы не составляют единиц в "сегментарной системе линиджа" классического типа, так как отсутствует баланс сегментов, находящихся во взаимно-дополнительной оппозиции» (Middleton. 1992. Р. 96). Наконец, детально раскрыв функциональную связь между системой родства и типом городских поселений у суахили, он показал, что эта система не может быть классифицирована как исключительно патри- или матрилинейная. В последнем аспекте его вывод близок заключениям, высказанным ранее Р. Фёрсом и другими антропологами, изучавшими Океанию.
До последних дней жизни Миддлтон не оставлял преподавательскую и научную деятельность. Много сил он отдал редактированию многотомной «Энциклопедии Африки южнее Сахары» (1997), во 2-м издании названной «Новой энциклопедией Африки» (2008), для которой он сумел собрать репрезентативный коллектив авторов со всего мира. Уже после его кончины в свет вышел очередной сборник оригинальных статей под его редакцией – «Медиа и идентичность в Африке» (2009).