Международный аэропорт Пермь
Междунаро́дный аэропо́рт Пермь (аэропорт Большое Савино), аэропорт г. Пермь, по пассажирообороту один из крупнейших в Приволжском федеральном округе (ПФО).
Расположен в 17 км к юго-западу от центра города и в 8 км от автомобильной магистрали Западный обход Перми (участок автомобильной магистрали федерального значения Р-242 Казань – Пермь – Екатеринбург), вдоль шоссе Космонавтов (автомобильная дорога регионального значения 57К-0014 Пермь – Усть-Качка), между деревней Большое Савино (к северо-западу от аэропорта) и посёлком Сокол (к юго-востоку).
Первый полёт воздушного судна в Перми совершён в 1912 г. Первая посадочная площадка в городе открыта в 1928 г. к востоку от центра, в районе Городские Горки (деревня Суханки), в 1939 г. введён в эксплуатацию аэровокзал Молотов (название Перми в 1940–1957). В 1940 г. образован 207-й Пермский авиаотряд (в 1992 на его базе основана авиакомпания «Пермские авиалинии», которая в 2009 как авиакомпания прекратила существование, но осталась управляющей компанией аэропортов Пермского края, в 2012 получила статус краевого государственного предприятия), начала действовать регулярная авиалиния Молотов – Свердловск (с 1991 Екатеринбург). В 1957 г. к югу от города открыт гражданский аэропорт Бахаревка.
С 1952 г. близ Большого Савино открыт военный аэродром для базирования истребительного полка «Сокол». В 1-й половине 1960-х гг. дооборудован как гражданский в связи с невозможностью расширения гражданского аэропорта Бахаревка (закрыт в 2007). Как гражданский аэропорт официально открыт 15 февраля 1965 г.; включён в перечень аэродромов совместного базирования. Первый пассажирский рейс из него совершён по маршруту Свердловск – Пермь – Москва и обратно. В ноябре 1965 г. сооружены перрон и стоянки воздушных судов; 16 февраля 1967 г. – здание первого аэровокзала (после 2017 простаивает). Статус международного аэропорта – с 1993 г.
Международный аэропорт Пермь (Большое Савино) является аэропортом федерального значения, с аэродромом класса «Б» [с взлётно-посадочной полосой (ВПП) длиной не менее 2600 м], с минимальным оптимальным уровнем «С» сервиса для пассажиров (по версии Международной ассоциации воздушного транспорта – International Air Transport Association).
Режим работы аэропорта – круглосуточный. Для взлёта и посадки воздушные суда используют одну искусственную ВПП с армированным бетонным покрытием длиной 3204 м и шириной 49 м, это позволяет аэропорту принимать воздушные суда всех типов. В 2018 г. в аэропорту совершил посадку один из крупнейших в мире по грузоподъёмности транспортный самолёт Ан-124 «Руслан». Максимальное количество прилётов и вылетов достигает 9 в час (прилётов и вылетов по отдельности – по 7 в час), количество выходов к перонным автобусам – 7.
Через аэропорт осуществляются регулярные и чартерные рейсы по почти 40 направлениям. Площадь аэровокзального комплекса – около 30 тыс. м², может обслуживать до 2 млн пассажиров в год, или 904 пассажира в час. Общая площадь перрона для стоянки воздушных судов – 31,2 тыс. м2. Пассажирооборот аэропорта превысил 1,3 млн пассажиров впервые в 1989 г., а затем в 2014 г., в 2021 г. составил 1928 тыс., в 2022 г. – 1744 тыс., в 2023 г. – 1993 тыс. (21-е место среди аэропортов России и 4-е место среди аэропортов ПФО после Казанского, Уфимского и Самарского). Количество выполненных взлётно-посадочных операций – 7420 (2022). В 2021 г. пропускная способность действующих складских помещений составляла 17 тыс. т в год, или 45 т в сутки.
Инфраструктуру аэропорта для полётов используют в первую очередь российские авиакомпании: «Аэрофлот – российские авиалинии» (ведёт историю с 1923, современные название и статус с 2000), «АЗУР Эйр» (2014), «Северный ветер» (2008), «НордСтар» [2008; до 2022 под контролем горно-металлургической компании «Норильский никель»; штаб-квартиры всех четырёх – в г. Москва], «Сибирь» (S7 Airlines; основана в 1992, современные название и статус с 2006; г. Обь, Новосибирская область), «Азимут» (2017; г. Ростов-на-Дону), «ЮТэйр» (возникла в 1991, современные название и статус с 2002; г. Сургут), «Икар» (ведёт историю с 1992, современные название и статус с 2022; аэропорт Емельяново, г. Красноярск), «КрасАвиа» (2007; региональная; г. Красноярск), «ЮВТ Аэро» (2015; г. Бугульма, Республика Татарстан), «РусЛайн» (1997; Москва), «Победа» (2014; лоукостер; Москва), «Россия» (ведёт историю с 1934, учреждена как авиакомпания с современным названием в 2011; г. Санкт-Петербург; обе – дочерние структуры группы «Аэрофлот»), «Смартавиа» (1930; г. Архангельск) и др., а также узбекская авиакомпания Uzbekistan Airways (1992; г. Ташкент), армянская Shirak Avia (2019; г. Ереван) и египетская AlMasria Airlines (2009; г. Каир).
Аэропорт принимает и отправляет рейсы пассажирских широкофюзеляжных (Boeing 767), узкофюзеляжных (Boeing 737, Boeing 757, Airbus A319, Airbus A320, Airbus A321, Bombardier Challenger 600, Embraer 120, Embraer 145, Embraer 170, Embraer 190, Embraer 195, Ту-204, Ту-214, Sukhoi Superjet 100, Ан-148 и др.), тяжёлых транспортных (Ил-76, Ан-12, Ан-26, Ан-124 «Руслан» и др.), турбовинтовых пассажирских (Ан-24, Ил-18, Ил-114 и др.) самолётов, а также вертолётов всех типов.
Из аэропорта осуществляются регулярные пассажирские авиарейсы в российские города: Москва, Санкт-Петербург, Сочи (эти три направления – самые массовые), Киров, Сыктывкар, Казань, Нижний Новгород, Самара, Минеральные Воды, Краснодар, Геленджик, Анапа, Симферополь, Екатеринбург, Челябинск, Тюмень, Ханты-Мансийск, Сургут, Новосибирск и др. (с февраля 2022 полёты в ряд аэропортов Южного федерального округа временно приостановлены), а также в города зарубежных стран: Минск, Батуми, Ереван, Бишкек, Ош, Душанбе и др. Чартерные авиарейсы совершаются в города Уфа, Ижевск, Нарьян-Мар, на курорты Средиземноморья, Юго-Восточной Азии и на Гоа.
Компания-владелец аэропорта – «Новапорт» (2007; штаб-квартира – в Москве; входит в состав российской международной инвестиционной группы AEON Corporation), в 2013 г. управляющее аэропортом краевое государственное предприятие «Пермские авиалинии» изменило название на «Международный аэропорт "Пермь"» и было акционировано.
C начала 2000-х гг. началась реконструкция аэропорта. В 2002–2003 гг. научно-производственное объединение «Космос» перестроило ВПП – её длина увеличена более чем на 700 м. В 2010 г. установлено новое радионавигационное оборудование, в том числе дальнеприводной маяк. С 1-го квартала 2012 г. воздушные суда получили возможность заходить на посадку на ВПП не с северо-востока, делая разворот над городом, а с юго-запада, со стороны малозаселённой территории. В 2018 г. устранены неполадки в работе радионавигационного оборудования, аэропорт вновь получил возможность принимать воздушные суда практически при любых погодных условиях.
В 2015–2017 гг. велось строительство нового аэровокзального комплекса (здание – архитектурное бюро ASADOV, интерьеры – архитектурное бюро UNK project; генеральный проектировщик – группа компаний «Спектрум»; дизайн-проект архитектурно-художественного освещения – группа компаний «ЭлПромЭнерго»; здание возвела компания «Альфа-Строй»); введён в строй 30 ноября 2017 г., тогда же началось обслуживание внутренних авиарейсов (сектор А), 30 апреля 2018 г. – международных авиарейсов (сектор Б). Новый пассажирский терминал оснащён 3 переходными галереями, 5 телетрапами (полностью монтаж завершён в 2020), действуют 20 стоек регистрации (одна из которых для пассажиров с негабаритным багажом) и 4 линии для получения багажа.