Международный аэропорт Норильск имени Н. Н. Урванцева
Междунаро́дный аэропо́рт Нори́льск и́мени Н. Н. Урва́нцева (аэропорт Алыкель), главный аэропорт г. Норильск, аэропорт федерального назначения, единственный, имеющий статус международного в заполярных районах Сибирского федерального округа.
Аэропорт Норильск (Алыкель) расположен в арктических широтах (69° 19' с. ш.), на севере Красноярского края, в южной части п-ова Таймыр, в 7 км (по автомобильной дороге) к югу от посёлка Алыкель (бывший военный городок, заброшен и с 2020 демонтируется), в 24 км к западу от района Норильска Кайеркан, в 46 км от центра Норильска, в 71 км к юго-западу от района Норильска Талнах, на пересечении транссибирской и трансатлантической воздушных магистралей (за сутки в небе над Норильском диспетчеры фиксируют до 80 воздушных судов). Связан с центром Норильска и его районами автомобильной дорогой.
Первые гидросамолёты для обслуживания геолого-изыскательских партий в районе посёлка Норильск (город – с 1953) приземлились к востоку от него, на реке Рыбная в 1933 г. Пассажиров и грузы оттуда в посёлок доставляли на лошадях. В 1940 г. гидросамолёты начал принимать аэропорт Валёк, расположенный в 10 км к северо-востоку от Норильска, на берегу реки Норильская, напротив места впадения в неё реки Валёк. Во 2-й половине 1940-х гг. введён в эксплуатацию первый постоянный аэропорт близ железнодорожной станции Надежда (современное название Юбилейная; в 14 км по железной дороге к западу от станции Норильск), однако его мощностей оказалось недостаточно для доставки грузов и пассажиров в быстро растущий горнодобывающий район.
В 1950 г. начались проектно-изыскательские работы для сооружения нового гражданского аэропорта близ станции Алыкель на базе существовавшего военного аэродрома, а также велась подготовка к строительству временного аэропорта близ железнодорожного разъезда Нежданный (в 11 км к северо-западу от станции Норильск), действовавшего только зимой в 1958–1965 гг. и принимавшего турбовинтовые самолёты Ан-10, Ан-12 и Ил-18.
В 1964 г. в новом аэропорту приземлился первый самолёт Ил-18 из Москвы, в 1966 г. введён в строй пассажирский терминал, началась круглогодичная эксплуатация аэропорта. В июле 1977 г. здесь совершил посадку пассажирский рейс Ту-154 Красноярск – Норильск – Москва. В 2019 г. аэропорту присвоено имя Н. Н. Урванцева. В 2023 г. получил статус международного.
Международный аэропорт Норильск является аэропортом 5-го класса (технически способен обслуживать от 100 тыс. до 1 млн пассажиров в год), с аэродромом класса «Б» [с взлётно-посадочной полосой (ВПП) длиной не менее 2600 м]. В 2019 г. аэропорт Норильск занял 2-е место, получив Национальную премию «Воздушные ворота России» в номинации «Лучший аэропорт с пассажиропотоком до 500 тыс. в год», а также 3-е место в конкурсе «Транспортная безопасность России».
Международный аэропорт Норильск – совместного базирования. Режим его работы: с понедельника по субботу – с 6 до 21 ч, в воскресенье – с 6 до 12 ч местного времени. Для взлёта и посадки воздушных судов используют искусственную ВПП с армированным бетонным покрытием длиной 2821 м и шириной 45 м. Её пропускная способность составляет четыре взлётно-посадочных операции в час и 34 284 взлётно-посадочных операции в год.
Через аэропорт осуществляются регулярные и чартерные рейсы по более чем 20 направлениям. В 2022 г. пассажирооборот аэропорта составил 746,3 тыс. пассажиров (в 2021 – 605,0 тыс., в 2019 – 514,5 тыс.), 60 % которого традиционно приходится на период отпусков – с апреля по сентябрь, грузооборот – 21,4 тыс. т (по этому показателю занимает 5-е место среди авиаузлов России после Москвы, Владивостока, Новосибирска и Хабаровска; в 2019 – 11,9 тыс. т, в отдельные годы до 25 тыс. т).
Аэропорт Норильск – базовый для авиакомпании «НордСтар» [2008; до 2022 находилась под контролем горно-металлургической компании (ГМК) «Норильский никель»; штаб-квартира – в Москве]. Рейсы также осуществляют пассажирские авиакомпании: «Ред Вингс» (возникла в 1999, современные название и статус с 2007; штаб-квартира – в Москве), «Сибирь» (S7 Airlines; основана в 1992, современные название и статус с 2006; г. Обь, Новосибирская область), «ЮТэйр» (возникла в 1991, современные название и статус с 2002; г. Сургут), «КрасАвиа» (2007; региональная; г. Красноярск) и малайзийская SKS Airways (возникла в 2017, начало деятельности в 2022; г. Петалинг-Джая), а также грузовая авиакомпания «Авиастар-ТУ» (2000; Москва).
Аэропорт принимает и отправляет рейсы реактивных пассажирских широкофюзеляжных (Airbus A300, Airbus A350, Ил-86, Ил-96 и др.), узкофюзеляжных (Boeing 737, Boeing 757, Airbus A319, Airbus A320, Ту-204, Ту-214, Sukhoi Superjet 100, Ан-148, Як-42 и др.), транспортных (Ил-76, Ан-12, Ан-26, Ан-72 и Ан-74) самолётов, турбовинтовых пассажирских и транспортных (ATR-42, ATR-72, Як-40, Ан-24, Ан-12 и Ан-26) самолётов, а также вертолётов всех типов.
Из аэропорта осуществляются пассажирские рейсы в российские города (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Симферополь, Краснодар, Сочи, Минеральные Воды, Махачкала, Казань, Самара, Пермь, Уфа, Екатеринбург, Челябинск, Сургут, Новосибирск, Красноярск, Иркутск и др.; во многие только в летний период; с февраля 2022 полёты в ряд аэропортов Южного федерального округа временно приостановлены), а также в близлежащие населённые пункты: посёлок городского типа Диксон и село Хатанга; грузовые рейсы – в Москву (аэропорт Шереметьево), Новосибирск и Красноярск (Емельяново).
Компании-владельцы аэропорта: Норильский горно-металлургический комбинат имени А. П. Завенягина (86,56 % акций, 2022) и ГМК «Норильский никель» (14,44 % акций), управляющая компания – «Аэропорт "Норильск"» (в структуре ГМК «Норильский никель»).
В рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2021 годы)» и в соответствии с Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года в 2015–2025 гг. проводится реконструкция аэропорта.
С начала 2016 г. по сентябрь 2018 г. отремонтирована ВПП, в результате чего её длина сократилась с 3430 до 2821 м. Работы осуществляли на условиях государственно-частного партнёрства: 7,6 млрд руб. было выделено из государственного бюджета, а 5,0 млрд руб. составили вложения ГМК «Норильский никель».
Реконструкцию аэровокзального комплекса начата в апреле 2023 г. и должна быть завершена в 1-м квартале 2025 г.
С мая 2023 г. по декабрь 2024 г. выполняется комплекс работ по реконструкции склада горюче-смазочных материалов.
С 2023 г. в аэровокзальном комплексе обновлены стойки регистрации пассажиров (их общее количество увеличено до 13, из них семь – для внутренних рейсов, шесть – для международных; если международных рейсов не будет, все стойки будут задействованы для внутренних рейсов), багажные ленты (две из них предназначены для обслуживания внутренних рейсов, одна – для обслуживания международных) и залы ожидания, также открыты новые кафе и магазины.
В результате проведённых работ пропускная способность аэропорта возросла с 450 до 600 пассажиров в час, а общая площадь гражданского перрона составила 108 тыс. м2. В аэропорту возводят также новый грузовой терминал.
Аэропорт Валёк местных воздушных линий обслуживает самолёты Ан-2, Ан-3 и классом ниже, а также вертолёты всех типов. Основная деятельность аэропорта – перевозки грузов и пассажиров ГМК «Норильский никель» и других организаций в населённые пункты на п-ове Таймыр и в более отдалённые точки. В 2022 г. компания «Норильсктрансгаз» открыла в аэропорту новый зал ожидания пассажиров (пропускная способность – 50 чел./сут).