Международная военная инспекция
Междунаро́дная вое́нная инспе́кция, установленный международными соглашениями порядок контроля выполнения достигнутых договоренностей о мерах доверия, сокращении вооружений и вооружённых сил, ограничении их деятельности. Широко практикуется с конца 20 в. на взаимной основе в государствах – членах НАТО, восточноевропейских государствах.
Основы согласования мер укрепления доверия и безопасности на европейском континенте были заложены в 1970–1990 гг. в ходе совещаний по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), зафиксированы в Хельсинкском заключительном акте (1975), затем в Стокгольмском документе (1986) об укреплении доверия и безопасности в Европе, обязывающем страны – участницы СБСЕ ежегодно предоставлять информацию о своих вооружённых силах (в том числе о живой силе и основных системах обычного вооружения и техники) и о планах их развёртывания. В 1990 г. был принят Венский документ, согласно которому страны – участницы совещания должны заблаговременно уведомлять друг друга о крупных военных учениях, принимать инспекции на своих военных объектах, приглашать другие государства для наблюдения, проводить консультации и сотрудничать в случае необычной военной активности или роста политической напряжённости. Также в нём предусмотрена возможность беспрепятственно освещать военные мероприятия журналистам из всех государств-участников.
Венский документ о мерах укрепления доверия и безопасности (обновлялся в 1992, 1994 и 1999), принятый в 2011 г. в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ; включает 57 стран в Европе, Азии и Америке; документ не подписала одна страна – Монголия), предусматривающий широкий обмен информацией о военных силах, оборонном планировании и военных бюджетах, а также уведомление об определенных видах военной деятельности и проведение инспекций, является действующей правовой основой международного военного инспектирования, включает конкретные процедуры взаимодействия, позволяющие сохранять приемлемый уровень взаимного доверия и контроля. В частности, 4-я глава Венского документа предписывает организовывать инспекции авиабаз и на добровольной основе развивать контакты и сотрудничество между военными.
Контроль за соблюдением мер доверия и безопасности осуществляется инспекционными группами непосредственно на территории государств – участников соглашений, а также техническими средствами с воздуха и из космоса. Так, в 2017 г. российскими военными был успешно запущен на орбиту маневрирующий спутник-инспектор, способный подлетать к другим орбитальным аппаратам и осматривать их. Спутник предназначен для инспектирования конкретных объектов на территории иностранных государств, выполняет разведывательную функцию и не может быть использован как оружие. В октябре 2021 г. группа российских военных инспекторов провела инспекцию авиабазы, воинского формирования и ознакомилась с новыми типами основных систем вооружения и техники на территории Дании. Российским инспекторам были представлены основные тактико-технические характеристики новых образцов вооружения и военной техники, а также продемонстрированы их боевые возможности.
Нарушение принципов проведения международного военного инспектирования подрывает меры укрепления доверия и безопасности между государствами. К примеру, по Договору об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ) Россия и США должны регулярно инспектировать военные объекты друг друга. Закрытие в 2022 г. союзниками США своего воздушного пространства для российских самолётов лишило российских специалистов возможности вылететь на инспекцию в США, что привело к ответной (временной) мере со стороны России, закрывшей для американских инспекторов свои военные объекты в рамках договора СНВ-3.