Мелетий (Смотрицкий)
Меле́тий (Максим Герасимович Смотрицкий) (около 1577 или 1579, село Смотрич, ныне Хмельницкая область, Украина – 27.12.1633, село Дермань, Дерманский монастырь, ныне Ровненская область, там же), церковный и общественный деятель Юго-Западной Руси, писатель, филолог.
Церковная и общественная жизнь
Сын ректора православной Острожской школы, в которой Максим получил начальное образование (его учителем был Кирилл Лукарис). В 1600 г. окончил Виленскую иезуитскую академию; изучал философию, теологию, филологию в протестантских университетах Бреслау (ныне Вроцлав, Польша), Нюрнберга, Лейпцига, Виттенберга (1605–1608).
Будучи членом православного братства при Вильнюсском Свято-Духовом монастыре, в 1610 г., после разгрома приверженцами униатства православных святынь в Вильно, под псевдонимом Феофил Орфолог выпустил трактат «Фринос, или Плач единой святой соборной апостольской восточной церкви» («Θρηνος, to jest Lament jedynej sw. powszechnej apostolskiey wschodniey cerkwie», 1610; тираж был почти полностью уничтожен по распоряжению польского короля Сигизмунда III). Книга, являющаяся ярким образцом стиля русского юго-западного барокко, обращена к «детям-отступникам» – униатскому духовенству и «руським княжатам», предавшим веру и традиции отцов. Трактат быстро получил широкую известность и вызвал ответную реакцию со стороны католиков и униатов (П. Скарги, И. Мороховского и др.).
В 1618 или 1619 г. принял монашеский постриг с именем Мелетий. В 1620 г. патриархом Иерусалимским Феофаном III (1608–1644) был рукоположен в епископы с возведением в сан архиепископа Полоцкого, Витебского и Мстиславского. Мелетий возглавил также Виленское православное братство при Свято-Духовом монастыре. Вёл полемику с римокатоликами и униатами: памфлеты «Оправдание невинности» («Verificatia niewinności», 1621), «Защита "Оправдания"» («Obrona Verificatiey», 1621); одновременно искал пути преодоления разделений, причину которых усматривал не только во внешних факторах, но и в институционном кризисе внутри Западнорусской митрополии. Возможно, был также автором прошения о легализации православной церкви «Подтверждение невинности» («Ivstificacia niewinności», начало 1623), поданного от имени митрополита Киевского Иова (Борецкого) королю Сигизмунду III.
В 1623 г. Мелетий, сторонник популярной в начале 1620-х гг. в православной среде идеи заключения новой унии на более мягких условиях, составил катехизис, который мог бы стать основанием подобного объединения. Однако после убийства униатского архиепископа Полоцкого Иосафата (Кунцевича) он, объявленный организатором этого преступления, вынужден был покинуть Речь Посполиту. В 1623–1625 гг. посетил Константинополь и Святую землю. По возвращении стал настоятелем Дерманского монастыря. 6 июня 1627 г. тайно принял унию.
В 1628 г. издал «Апологию путешествия на Восток» («Apologia peregrinatiey do kraiow Wschodnich»), пропагандирующую унию. В том же году сочинение предали проклятию на православном церковном соборе в Киеве, и Мелетий был вынужден зачитать акт отречения от книги. В «Протесте против собора» («Protestatia przeciwko soborowi...», 1628) он отказался от своего отречения. В 1629 г. вышел «Паренезис» («Paraenesis») – открытое письмо Виленскому братству, в котором Мелетий признался в своём переходе в унию и дал этому разъяснения, и «Экзетезис» («Exethesis»), представляющий собой ответ на критику «Апологии...». 5 июня 1631 г. папа Римский Урбан VIII (1623–1644) назначил Мелетия титулярным архиепископом Иераполитанским.
Вклад в филологию
Основной лингвистический труд Мелетия – первая научно систематизированная грамматика церковнославянского языка («Грамматiки Славенскiя правилное синтагма», 1619). Она неоднократно переиздавалась в разных местах и до середины 18 в. оставалась единственным в своём роде учебным пособием на Украине, в Белоруссии и России; была популярна и в других славянских странах. Хотя учебник во многом составлен под влиянием сложившейся античной традиции (например, по греческому образцу грамматика делится на орфографию, этимологию, синтаксис и просодию, выделяются 8 частей речи), автор значительно отошёл от неё в толковании фактов языка, более самостоятельно объясняя образование и применение форм и синтаксических конструкций, учитывал явления живого языка. В книге подробно изложены сведения о звуковом и грамматическом строе церковнославянского языка. Так, Мелетий указал на отсутствие звукового значения букв «ъ» и «ь», на двоякое произношение «г»; на несвойственность славянским именам члена (артикля); на 2, а не 4 славянских спряжения; установил систему падежей славянских языков, отметил наличие предложного («сказительного») падежа, помимо других 5; выделил 5 залогов, категорию переходности-непереходности, разряд деепричастий, которые уже сложились к 17 в.; дал (хотя и не совсем точное) определение вида глагола; включил в грамматическое описание множество примеров, облегчавших усвоение материала; ввёл ряд грамматических терминов: «буква», «слог», «междометие», «деепричастие» и др.
Московское переиздание грамматики (1648) оказало влияние на лингвистическую программу книжной справы 17 в., приведшей к церковному расколу. На основе «Грамматики» Мелетия и в духе его взглядов создавались новые учебные пособия, она определила содержание первых русских учебников, букварей, азбуковников, учитывалась авторами ряда последующих славянских грамматик, изданных за границей. Книгу высоко оценил М. В. Ломоносов, назвавший её, наряду с арифметикой Л. Ф. Магницкого, «вратами учёности» (Веревкин М. И. Жизнь покойного Михаила Васильевича Ломоносова // Ломоносов : сборник статей и материалов. Москва ; Ленинград, 1946. С. 56–64).