Медресе Хусаиния
Медресе́ Хусаини́я (1891–1919, с 1989), российское мусульманское учебное заведение «новометодной» (джадидской) направленности. Идея основания принадлежит крупным торговцам, общественным деятелям братьям Хусаиновым (отсюда и название), данное медресе содержалось старшим братом – А. Хусаиновым. Первоначально планировалось открыть в 1889 г. в Сеитовом посаде (ныне – село Татарская Каргала Сакмарского района Оренбургской области), однако идея создания новометодного медресе вызвала сопротивление местного духовенства. Открылось для учеников в 1891 г. В 1905 г. было построено каменное трёхэтажное медресе с центральным водяным отоплением и электрическим освещением на улице Гостинодворская (ныне – улица Кирова) при 6-й мечети г. Оренбург. По уровню материально-технического оснащения, качеству преподавания и организации образовательного процесса стояло в одном ряду с казанским медресе Мухаммадия, уфимскими Галия и Усмания, троицким Расулия.
В медресе были оборудованы учебные классы, кабинеты, библиотеки, интернат (общежитие для приезжих учеников) и столовая. Кроме этого, для размещения иногородних учащихся предоставлялись и другие дома в Оренбурге, принадлежащие А. Хусаинову. Согласно его завещанию, эти дома также должны были считаться собственностью медресе. Во дворе медресе находились многочисленные хозяйственные службы, имелся двухэтажный дом для учителей и служащих, в отдельном здании располагалась больница. В случае необходимости бедные ученики бесплатно отправлялись на лечение в губернскую больницу. Общая стоимость комплекса зданий медресе Хусаиния, включая мечеть и иные постройки, составляла 89 964 руб. 84 коп.
Первоначально курс обучения в медресе составлял 10 лет, позже продолжительность была увеличена до 14 лет, в связи с чем было выделено 4 отделения: 1–3-й классы – начальное отделение («ибтидаия»), 4–7-й классы – среднее отделение («рушдия»), 8–11-й классы – подготовительное к высшему отделение («игдадия»), 12–14-й классы – высшее отделение («галия»). Разряд «ибтидаия» примерно соответствовал начальной школе, «рушдия» – 2-классному городскому училищу, «игдадия» – гимназии или реальному училищу. Окончившие курс «игдадия» получали свидетельство о присвоении звания учителя средней школы. Был также организован годичный подготовительный класс – «тазхирия».
В 1894 г. при медресе был открыт русский класс с 3-летним курсом обучения, по объёму преподаваемых в нём знаний сопоставимый с начальными народными училищами Министерства народного просвещения. В этом классе в свободное от основных занятий время желающие ежедневно дополнительно изучали русский язык, арифметику, историю и географию на государственном языке. Класс пользовался популярностью.
Преподавание велось по «новому», звуковому методу, с акцентом на светские и естественные предметы. Помимо основ религии, преподавались: татарский, русский, арабский, немецкий, французский языки, татарская, русская, арабская, персидская литература, российская история, татарская история, философия, учение о нравственности, законоведение, педагогика, психология, логика, методика различных предметов, гигиена и медицинские знания, гимнастика, чистописание, черчение, рисование, торговое дело, политэкономия, арифметика, алгебра и труд.
После окончания медресе выпускники могли продолжить своё образование в учебных заведениях России и зарубежных стран за счёт стипендий, учреждённых по духовным завещаниям А. Хусаинова.
В студенческой среде медресе утвердилась демократическая атмосфера. По некоторым данным, только в 1905–1910 гг. за участие в акциях протеста, требования образовательных реформ и демократизации школьной жизни из медресе были отчислены более 100 учеников.
Высокие стандарты образования поддерживались благодаря профессиональному педагогическому коллективу. Директорами медресе были Г. Г. Давлетшин, Г. Х. Даминов, Р. Ф. Фахретдинов, Т. А. Ильясов, Х. К. Бакиров. В разное время здесь работали преподавателями около 150 человек, среди которых были видные деятели татарской и башкирской интеллигенции (М. Бигиев, Дж. Дж. Валиди, Н. Гасрый, Г. Х. Еникеев, Г. Г. Исхаки, З. Х. Кадыри, С. Л. Рамеев, И. В. Терегулов и др.).
Уровень оснащения, качество подготовки, репутация медресе привлекали представителей разных национальностей, исповедующих ислам, не только из Волго-Уральского региона, но и из Средней Азии, Крыма, Сибири, с Кавказа. Учебное заведение сыграло важную роль в формировании национальной интеллигенции т. н. мусульманских народов: многие из его выпускников работали в системе народного просвещения и различных образовательных учреждениях Южного Урала, Казахстана и Средней Азии. Среди них были М. М. Джалиль, М. Гали, А.-З. Валиди, М. Файзуллин и др.
Вместе с другими учебными заведениями подобного типа в Российской империи медресе способствовало созданию методической базы для формирования и развития национальных школ. Его преподаватели и члены попечительского совета разработали целый ряд учебников и пособий, которые активно использовались в мусульманских образовательных учреждениях Волго-Уральского региона, Сибири и Туркестана.
Последний выпуск в медресе Хусаиния состоялся в 1919 г. После 1919 г. на базе медресе размещался Учительский институт имени Хусайновых, на базе которого через год были созданы 4 самостоятельных института народного образования: татарский, башкирский, киргизский (казахский) и восточный. В годы Великой Отечественной войны – эвакогоспиталь № 1655. С 1962 г. бывшее здание медресе занимает агрономический факультет Оренбургского государственного аграрного университета.
Современное медресе, ведущее свою историю от своего дореволюционного предшественника, работает под эгидой Духовного управления мусульман Оренбургской области с 1989 г. Обучение ведётся в очной и заочной формах. Руководство медресе много усилий направляет на изучение и популяризацию духовно-педагогического наследия этого учебного заведения (проводятся научные и просветительские мероприятия, публикуются исследования и пр.).