Львовский Григорий Фёдорович
Льво́вский Григо́рий Фёдорович (1830–1894), российский композитор, регент. Родом из Бессарабии. Обучался в Кишинёвской духовной семинарии, затем в Придворной певческой капелле; изучал контрапункт под руководством профессора Санкт-Петербургской консерватории Н. И. Зарембы. С 1854 г. регент архиерейского хора в Кишинёве, с 1856 г. – хора Александро-Невской лавры; с 1858 г. – регент митрополичьего хора и учитель пения в Исаакиевском соборе, Смольном институте, Преображенском и Семёновском полках, в духовных училищах. Для регентской практики Львовского были важны единство музыкального строя богослужения, гармоничное темповое соотнесение читаемых и пропеваемых фрагментов службы, ясность произносимых хором текстов, соответствие динамики хорового звучания литургическим требованиям. Для Львовского-композитора основополагающей была стилистическая ориентация на монодийные уставные напевы. Подавляющее большинство его композиций составляют гармонизации и обработки знаменного, греческого и болгарского распевов. Заимствованную мелодию он помещал в верхнем голосе, стремясь при этом к мелодической развитости всех остальных голосов. Гармонизации, выдержанные в строгой диатонике, отличаются выраженными тонально-функциональными связями. Обработки Львовского ныне широко используются в клиросной практике, наиболее известны: «Господи, помилуй» на Воздвиженье Креста, причастный стих «Блажени, яже избрал», «Величание» святому равноапостольному князю Владимиру, «Благослови, душе моя, Господа» греческого распева, «Дево днесь» болгарского распева. Львовскому принадлежат также оригинальные богослужебные песнопения, стилистически близкие его обработкам.