Мартинес де ла Роса Франсиско
Марти́нес де ла Ро́са Франси́ско, Франсиско де Паула Мартинес де ла Роса Бердехо Гомес-и-Арройо (Francisco de Paula Martínez de la Rosa Berdejo Gómez y Arroyo) (10.3.1787, Гранада – 7.2.1862, Мадрид), испанский писатель, общественный деятель.
Из аристократической семьи. Окончил юридический факультет Университета Гранады (1804). С 1805 г. преподавал философию в Университете Гранады. В 1808 г. состоял на дипломатической службе в Лондоне. В период Войны за независимость Испании 1808–1814 гг. избран председателем кортесов (1813). В 1814 г. с восстановлением власти Фердинанда VII сослан в Африку. Вернувшись в Испанию (1820), примкнул к умеренным либералам (модерадос). В марте – июле 1822 г. глава конституционного правительства. В 1823–1831 гг. жил в эмиграции во Франции. В 1834–1835 гг. вновь возглавлял испанское правительство, содействовал принятию «Королевского статута» (1834), установившего в стране режим конституционной монархии. С 1840 г. жил во Франции; после возвращения в Испанию занимал пост в правительстве Р. М. Нарваэса (1844–1846). В 1846–1851 гг. – посол в Риме и Париже.
В литературном творчестве эволюционировал от классицизма к романтизму. Дебютировал патриотической лирикой. Ранние пьесы созданы в духе классицизма: «Вдова Падильи» («La viuda de Padilla», 1814), «Эдип» («Edipo», 1829), комедия «Дочка дома, мать – на маскарад» («La niña en la casa y la madre en la máscara», 1821) и др. В конце 1820-х гг. испытал влияние французской драматургии, прежде всего К. Делавиня и В. Гюго: большой резонанс имели написанные прозой пьесы «Абен Омайя» («Abén Humeya») и «Заговор в Венеции» («La conjuracion de Venecia», обе – 1830, поставлены в 1834), которые стали одним из первых воплощений романтизма в испанском театре. Автор первого испанского исторического романа в духе В. Скотта «Донья Исабель де Солис» («Doña Isabel de Solís», 1837). Выступал как теоретик литературы: в стихотворном трактате «Поэтическое искусство» («Arte poética», 1827) в традициях Н. Буало подробно описал принципы классицистической эстетики; в «Заметках об исторической драме» («Apuntes del drama histórico», 1830) выступил в поддержку романтического театра.