Макнамара Патрик
Макнама́ра Па́трик (Patrick McNamara) (1929, Мерсед, Калифорния – 16.11.2001), американский социолог, исследователь религии. Главная тема исследований – католицизм в США. Профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, преподаватель факультета социологии университета штата Нью-Мексико. Президент Ассоциации социологии религии (1983–1984).
В 1960–1970-х гг. провёл ряд исследований взаимоотношений католического духовенства и американцев мексиканского происхождения. По оценке Макнамары, изоляционизм и сепаратистские настроения выходцев из Мексики препятствовали их социальной адаптации, тогда как церковные инициативы способствовали их интеграции в американское общество. Как считал Макнамара, аналогичные процессы в ещё большем масштабе происходят в большинстве стран Латинской Америки: католическая церковность играет здесь роль фактора, препятствующего диктатуре, подавлению прав и свобод верующих.
Изменения в отношении верующих к демократическим институтам общества Макнамара связывал с активным включением религиозных организаций в воспитание и образование молодёжи. На рубеже 1980–1990-х гг. им было проведено лонгитюдное исследование учащихся католических учебных заведений, показавшее положительное влияние религиозного образования на понимание жизненных ценностей и на социальные приоритеты молодых людей. Результаты Макнамара изложил в книге «Сознание первично, традиция вторична: изучение молодых американских католиков» («Conscience First, Tradition Second: A Study of Young American Catholics», 1992), которая вызвала дискуссию по поводу некоторых его оптимистических суждений.
Другой важной темой для Макнамары была разработка теоретико-методологических вопросов социологии религии – определение индикаторов религиозности и применение теории депривации в исследованиях социального поведения верующих. Он рассматривал религиозность индивидов как возможный показатель их социального самочувствия и представлений о жизненном благополучии. В частности, он сделал вывод, что люди с низким социальным статусом имеют сравнительно бо́льшую склонность к религии. Это скорее помогает им примириться с положением дел, чем побуждает к активному социальному протесту.