Лопаткин Ремир Александрович
Лопа́ткин Реми́р Алекса́ндрович (род. 9.12.1930, Москва), советский и российский религиовед и социолог. По окончании исторического факультета Ивановского пединститута (1952) на протяжении 11 лет был одним из комсомольских лидеров Ивановской области (секретарь райкома, обкома комсомола, редактор областной молодёжной газеты). В 1963–1966 гг. аспирант Института научного атеизма (ИНА) Академии общественных наук при ЦК КПСС. Научным руководителем Лопаткина был П. К. Курочкин. На основе материалов социологического опроса верующих, в котором принимал личное участие, подготовил и в 1966 г. защитил кандидатскую диссертацию по философии на тему: «Основные тенденции изменения мировоззрения современных верующих». Важным этапом становления Лопаткина как профессионального социолога религии стало его участие в разработке программы, инструментария и в проведении масштабного социологического исследования проблемы «Процесс секуляризации в условиях социализма», осуществленного ИНА в 1968 г. в Пензенской области. Результаты этого исследования и апробированные в ходе него методики социологического изучения религии оказали существенное влияние на дальнейшее развитие социологии религии в стране.
Работая в ИНА с 1966 по 1992 гг., был референтом, старшим и ведущим научным сотрудником, заведующим отделом социологии религии и атеизма. В 1992–1994 гг. доцент кафедры социологии Российской академии управления. С 1994 г. доцент, а с 2004 по 2011 гг. профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии государственной службы при Президенте РФ (ныне Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ).
Является научным руководителем 25 защищённых кандидатских диссертаций по ключевым проблемам религиоведения и социологии религии. С 1984 по 2012 гг. руководил в Советской социологической ассоциации (позднее преобразованной в Российское общество социологов) Центральной научно-исследовательской секцией «Социология религии» (ныне – Исследовательский комитет), а с 2012 г. состоит его почётным председателем.
Широко известен религиоведам и социологам религии в России и за рубежом. Принял участие в VII и XII Всемирных социологических конгрессах (Варна, Болгария, 1970; Мадрид, Испания, 1990). На последнем конгрессе был избран членом Исполкома 22 Исследовательского комитета Международной социологической ассоциации «Социология религии». Является почётным работником высшего профессионального образования РФ, заслуженным деятелем Советской социологической ассоциации – Российского общества социологов. Награждён Золотой юбилейной медалью РОС.
Внес значительный вклад в изучение секуляризации. Лопаткин считает секуляризацию объективным, но отнюдь не линейным процессом в истории духовной культуры. Он обосновал необходимость социологического анализа процесса секуляризации на четырёх взаимосвязанных уровнях: общество в целом; отдельные сферы общественной жизни и социальных институтов; социальные группы различного типа; конкретная личность. Лопаткин осуществил разработку методов и категорий социологии религии, формализацию и операционализацию таких её ключевых понятий, как: «религиозность» («уровень», «степень», «характер», «состояние»); «религиозные отношения»; «религиозная ситуация»; «религиозная группа», «типология отношения к религии»; «конфессиональное пространство».
В сферу основных научных интересов Лопаткина также вошли: общее религиоведение, психология религии, особенности современной религиозности, проблемы государственно-конфессиональных отношений, гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений, а также религиоведческое обучение в системе светского государственного образования. Им осуществлён теоретико-методологический анализ религиозной и светской обрядности. Особое внимание уделил истории и современному состоянию российского протестантизма, который он относит к числу традиционных отечественных религий. Последовательно разделяя материалистические убеждения, он выступает в защиту религиозной свободы, прав верующих и атеистов. Вместе с тем Лопаткин негативно относится к политизации религии и проявлениям клерикализма.