«Люберы»
«Лю́беры» («любера́»). В конце 1970-х – начале 1980-х гг. в СССР возникла молодёжная субкультура «люберов», которые пропагандировали спортивный образ жизни и боролись с представителями контркультур западного происхождения (рокерами, металлистами, хиппи, панками и др.). Название происходит от г. Люберцы и Люберецкого района Московской области, где и зародилось движение.
Компании «люберов», состоявшие из рабочей молодёжи, собирались в спортивных залах («качалках»), где занимались культуризмом. Нередко молодые люди самостоятельно организовывали в подвалах домов «качалки», которых к 1987 г. в Люберцах стало около 100 (Михальчук О. Любера: 30 лет спустя // Эксперт. Дата публикации: 17 июня 2019). Одна из них, «Титан», появилась в 1973 г. и сохранилась в качестве фитнес-клуба «Титан-Любер», где есть специальный уголок, посвящённый движению. В рамках субкультуры оформились два направления – «спортсмены» и «хулиганы». Первые ставили во главу угла занятия спортом, в то время как для вторых спорт был средством совершенствования физической формы для участия в драках.
Особое место в жизни «люберов» занимали поездки в Москву, которые нередко заканчивались уличными столкновениями. Первоначально они не имели какой-либо идеологии. После разгона при поддержке милиции неофашистов, праздновавших 20 апреля 1982 г. день рождения А. Гитлера на Пушкинской площади в Москве, «люберы» увидели свою миссию в борьбе с «фашизмом» и теми, кто «позорит советский образ жизни». Впоследствии жертвами «люберов» становились представители любых неформальных объединений, которые выделялись одеждой и причёсками.
«Люберы» считали себя защитниками устоявшихся советских ценностей и образа жизни, которые, с их точки зрения, подтачивала проникшая в СССР западная культура. Многие представители этой субкультуры слушали исключительно отечественных исполнителей, с 1989 г. особой популярностью пользовалась группа «Любэ» (создана в 1989 в Москве). Постепенно у «люберов» оформился собственный стиль одежды и символика. «Люберы» показательно носили комсомольские значки с изображением В. И. Ленина, тем самым демонстрируя свою приверженность советским традициям. Среди них были популярны спортивные костюмы, широкие штаны в клетку, телогрейки, вязаные и меховые шапки.
Обычно «люберы» не встречали серьёзного противодействия со стороны милиционеров, которые также боролись с неформалами. Нападения на любителей западных музыкальных направлений проходили в рамках регулярных рейдов и зачастую совершались в центре Москвы (на улице Арбат, в Центральном парке культуры и отдыха имени Максима Горького и др.). Один из бывших «люберов», фитнес-тренер и смотрящий «Титана» А. С. Сидоркин, вспоминал: «Раньше на Руси были кулачные бои. Никто не обвинял мужиков в том, что они хотели померяться силушкой. У нас это был вид досуга в том числе. Спокойно могли по две школы от микрорайона подраться с другими двумя. "Слюнявых" панков, которые мочились за лавками, били тем более. Не используя ни ножей, ни цепей» (Михальчук О. Любера: 30 лет спустя). Также свои нападения на неформалов люберы мотивировали стремлением пресечь вандализм и хулиганство со стороны первых.
К 1985 г. субкультура распространилась из Люберец в другие подмосковные города. В связи с ростом уличного насилия милиция начала активнее бороться с противоправными действиями «люберов». Во время перестройки пресса начала писать о об этом явлении, что привлекло к движению общественное внимание и спровоцировало массовый приток молодёжи в его ряды. Вместе с тем неформалы стали чаще объединяться для самозащиты, и в 1987–1988 гг. между ними и «люберами» происходили массовые драки.
В последние годы советского режима движение «люберов» угасало. После распада СССР немалая часть последователей этой субкультуры присоединилась к криминальным группировкам, где они были востребованы благодаря хорошей физической форме и навыкам уличных драк. Один из наиболее известных представителей движения, С. В. Зайцев, известный по прозвищу «Заяц», создал и возглавил Люберецкую ОПГ (убит в декабре 1993).
Движение «люберов» нашло своё отражение в произведениях культуры. В 1987 г. панк-группа «Гражданская оборона» выпустила альбом «Тоталитаризм»:
Мы родились и выросли в Люберцах
В центре грубой физической силы
И мы верим: мечта наша сбудется –
Станут Люберцы центром России.
Группа «Любэ» следующим образом отобразила картину мира представителя «люберов»:
На зарядку рано я встаю,
За разрядку голову сниму,
Закаляю свой я организм –
Берегись, капитализм!
В 1992 г. вышел в прокат фильм П. С. Лунгина «Луна-парк», в котором образ группировки «чистильщиков», дерущихся с байкерами и желающих очистить общество от евреев, сексуальных меньшинств и «кооперативщиков», во многом основан на стереотипах о «люберах» (в действительности этнический национализм в их идеологии отсутствовал).