Лига образования
Ли́га образова́ния, всероссийская общественная педагогическая организация. Основана в Санкт-Петербурге в 1906 г. (устав утверждён в 1907) для объединения и координации деятельности педагогических и просветительных организаций в России. Создана по образцу Лиги образования Франции (1866). Членами-учредителями Лиги образования являлись сотрудники закрытых правительством в 1895 г. Санкт-Петербургского и Московского комитетов грамотности, члены Вольного экономического общества. В организационный комитет входили К. К. Арсеньев, H. H. Бекетов, И. А. Бодуэн де Куртенэ, С. А. Венгеров, П. Ф. Каптерев, Л. Ф. Пантелеев, Г. А. Фальборк, А. П. Философова, В. И. Чарнолуский и др. Правление Лиги образования в Санкт-Петербурге возглавляли Фальборк (председатель) и П. Н. Милюков (секретарь). Официальная задача Лиги образования заключалась в «содействии постановке образования в России на началах, соответствующих вполне развитому демократическому строю общества». Главная цель – распространение знаний в провинции путём создания сетевой структуры, охватывающей всю территорию страны; теоретическая и практическая разработка вопросов образования; основание научных и просветительных учреждений. Сфера деятельности лиги включала все ступени школьного образования, а также внешкольное образование. В 1906 г. отделения Лиги образования открыты в Москве, Вильне, Саратове, в 1907 г. – в Красноярске, в 1908 г. – в Омске. К июню 1908 г. Лига образования координировала деятельность 5 всероссийских и 17 местных обществ образования. Провинциальные общества пользовались автономией, имели собственный устав (часто по образцу, рекомендованному Лигой образования) и финансировали лигу. Среди областных отделов особенно выделялся Московский (1906). Отдел открыл летние курсы для учителей, лекционное бюро, создал комиссию для выработки положения об организации начальной школы на демократических началах. В 1907 г. издавал журнал «Просвещение». Закрыт в 1907 г. по приказу градоначальника «на время усиления охраны». В 1906–1908 гг. при правлении Лиги образования учреждены 5 самостоятельных обществ: школьного просвещения; содействия внешкольному просвещению (создавало библиотеки, музеи, народные университеты и пр.); изящных искусств (способствовало организации художественных выставок и галерей, народных театров; в числе членов – Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере, С. К. Маковский, Н. К. Рерих); университетское (разработка вопросов высшего образования, открытие вольных высших школ; в числе членов – В. М. Бехтерев, И. М. Гревс, А. С. Лаппо-Данилевский, Ф. Ю. Левинсон-Лессинг, П. Ф. Лесгафт, С. Ф. Ольденбург); образования и воспитания ненормальных детей (разрабатывало первые коррекционные и обучающие программы для детей-инвалидов). Создан также ряд комиссий: по организации и деятельности Педагогической академии в Санкт-Петербурге (1907, в 1916 перешла в число учреждений Общества экспериментальной педагогики); организации Центральной педагогической библиотеки; реформе школьного законодательства и др. Первый общий съезд Лиги образования (28–31.12.1908) принял резолюцию об отмене правительственных ограничений на просветительную деятельность в любых формах; наметил издание печатного органа (вместо выходившей в 1907–1908 газеты «Жизнь и школа»); одобрил выработанный специальной комиссией Лиги образования проект закона «О развитии и расширении начального обучения», предусматривавший введение бесплатного всеобщего начального образования. Проект вместе с прилагающимся финансовым планом был представлен для рассмотрения во 2-ю Государственную думу, однако думское большинство его отклонило, т. к. проект закона не был согласован с Министерством народного просвещения (МНП). Лига образования обратилась также в Государственную думу с ходатайством о прекращении преследований учителей по политическим мотивам и возвращении в школы репрессированных учителей. После поражения Революции 1905–1907 гг. кадеты, отказавшись от различных форм нелегальной работы, попытались использовать Лигу образования для ведения агитационно-пропагандистской работы. В циркуляре Департамента полиции, направленном в 1908 г. губернаторам и начальникам жандармских управлений, утверждалось, что «отделы Лиги образования вместо просветительских задач, определённых их уставами... под предлогом просвещения народных масс стали вырабатывать в народной среде агитаторов и пропагандистов с целью вызвать революционное брожение». В 1913 г. по требованию МНП в устав Лиги образования были внесены изменения, ограничивающие её общественную деятельность и организующую роль. После 1917 г. Лига образования прекратила свою деятельность.