Чарнолуский Владимир Иванович
Чарнолу́ский Влади́мир Ива́нович [12(24).9.1865, село Сачковичи Новозыбковского уезда Черниговской губернии, ныне Брянская область – 2.11.1941, Пушкино, Московская область], видный российский деятель в области народного образования и общественно-педагогического движения, библиограф и библиотековед. Доктор педагогических наук (1935). Профессор (1924).
Из дворян. Учился на юридическом факультете в Московском университете (1883–1887), откуда был отчислен за издание нелегального журнала и участие в студенческих волнениях; выслан из Москвы. Окончил юридический факультет Киевского университета (1888). Затем занимался научно-литературной и культурно-просветительской деятельностью. Последовательно выступал с резкой критикой правительственной политики в области образования, за что был арестован и сослан. В 1891–1897 гг. работал секретарём в Санкт-Петербургском комитете грамотности, что предопределило его социальное призвание – служить книге и народному образованию. Он инициировал широкую общественную кампанию по открытию в стране первых ста сельских библиотек, организованных в соответствии с достижениями библиотековедения того времени; публиковал и распространял произведения классической русской литературы, осуществлял снабжение земских школ учебниками, создавал народные библиотеки и книжные склады.
Внёс значительный вклад в становление и развитие статистики народного образования. По его инициативе и методике Комитетом грамотности, а затем при поддержке Императорского Вольного экономического общества проведена первая перепись российских начальных школ, материалы которой обобщены в фундаментальном труде «Начальное народное образование в России» (тома 1–4, 1900–1905; совместно с Г. А. Фальборком). Это был масштабный проект с вовлечением местных статистических бюро и опросом тысяч учебных заведений, который показал реальное состояние начального образования в стране. С 1897 г. один из организаторов издательства «Знание». С 1906 г. входил в правление петербургской Лиги образования. Разработал проект создания при ней Центрального справочного бюро образования и воспитания, а также педагогической библиотеки, музея и архива, которые должны были способствовать расширению кругозора учителей, формированию их мировоззрения. Активный участник библиотечного движения.
В 1905–1907 гг. один из основателей и руководителей Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию (член Центрального бюро ВУС). Стремился превратить общественное педагогическое движение в действенную силу, способствующую развитию просвещения.
В 1908–1916 гг. один из разработчиков целостной и перспективной в научном и практическом отношении демократической программы реформирования системы российского образования, предусматривавшей его социализацию, демократизацию и гуманизацию (бесплатная, равная, светская школа всех ступеней с правом обучения на родном языке), а также единство школы, непрерывность образования, децентрализацию управления образованием (разграничение полномочий между государственной властью и местными органами самоуправления). Программа предполагала разнообразие источников финансирования, свободу частной и общественной инициативы в деле образования, расширение автономии школ, уважение и защиту прав учеников и учителей, создание школьных советов, в которые должны войти учителя, повышение социального статуса учительства.
Программа осуществлялась через государственные органы с привлечением педагогических, кооперативных и других общественных организаций. Предусматривала создание целой сети международных учреждений по народному образованию научного, технического и справочно-информационного характера.
Комплексно подошёл к разработке законодательных основ реформирования образования. Сформировал правовую базу образования, представил проект, в котором изложены законодательные основы свободной демократической школы. Выдвинул принцип полного равенства прав всех граждан как фундамент построения законодательной базы народного образования, последовательно отстаивал положение о том, что организация народного образования должна быть общественной обязанностью, осуществляемой органами общественного управления и на общественные средства, призванной обеспечить защиту равных прав на образование граждан всего государства, помогающей установить государственным законодательством тот минимум образования, получение которого необходимо каждому гражданину. Его труд «Настольная книга по народному образованию» (тома 1–4, 1899–1911; совместно с Г. А. Фальборком) содержал полный свод законов, распоряжений и справочных сведений по вопросам школьного и внешкольного образования.
После Февральской революции 1917 г. вошёл в Комитет по народному образованию при Министерстве народного просвещения Временного правительства (председатель бюро и руководитель двух комиссий). Под его руководством осуществлялась законотворческая деятельность: разработаны основные принципы реформы образования, воплотившиеся в декларации и временном положении «О единой общественной общеобразовательной школе» (1917). После Октябрьской революции работал в Новозыбковском уездном отделе народного образования (с 1919). С 1921 г. научный консультант в Наркомпросе РСФСР.
Одновременно до середины 1920-х гг. сотрудничал в научных институтах Наркомпроса, преподавал в 1-м (профессор кафедры теории и практики народного образования факультета общественных наук, 1921–1923) и 2-м МГУ. Один из инициаторов создания Государственной библиотеки по народному образованию (1925; ныне Научная педагогическая библиотека имени К. Д. Ушинского).
В труде «Основные вопросы социальной организации культуры личности» (том 1, 1920-е гг., не опубликован, хранится в научном архиве РАО) обосновал концепцию «единой общей гармонической школы». С конца 1920-х гг. занимался библиотековедением и библиографией (один из создателей систематической педагогической библиографии в России). Работал главным библиотекарем Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина (1928–1933). С 1938 г. председатель секции педагогической библиографии Книжной палаты СССР. Автор цикла статей о психологических основах библиотечного дела. Осуществлял просветительскую деятельность среди учителей; инициатор издания справочной литературы для педагогов советской школы (педагогические календари, спутники учителя и др.).
В начале 1930-х гг. предложил создать в Академии наук СССР секцию для разработки теоретических основ педагогики и народного образования.